Пенсионный советник

J.P. Morgan подтолкнет Россию

Минфин России выбрал J.P. Morgan Group в качестве консультанта по продвижению суверенного рейтинга

Екатерина Карпенко 24.05.2013, 19:38
Lucas Jackson/Reuters

J.P. Morgan нанят консультантом для продвижения суверенного рейтинга России. Американский банк, скорее всего, будет способствовать минимизации имиджевых потерь, полагают эксперты. Еще одна функция — транслировать чиновникам озабоченность бизнеса. Ранее продвигать имидж России за рубежом также доверили американцам — банку Goldman Sachs и пиар-агентству Ketchum.

Крупнейший американский банк J.P. Morgan Group стал консультантом России по продвижению ее суверенного рейтинга. «Выбор консультанта по продвижению суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации проведен на основании ряда критериев, включая условия предложений, полученных Минфином России от международных инвестиционных банков, их возможности по достижению указанных условий», — говорится в сообщении Минфина. На этой неделе в России начали работать представители одного из рейтинговых агентств, говорил ранее замглавы ведомства Сергей Сторчак. В его задачу входит подтверждение или неподтверждение рейтинга, а также формирование прогноза относительно возможности повышения суверенного рейтинга.

В J.P. Morgan «Газете.Ru» сообщили, что информацию о задачах консультанта не комментируют.

Россия рейтингуется с 1996 года и имеет рейтинги от всех агентств «большой тройки»: ВВВ со стабильным прогнозом от Fitch, ВВВ со стабильным прогнозом от Standard & Poor's, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody's.

Правительство ставит перед собой задачу улучшения рейтингов, эта цель записана в утвержденной в марте госпрограмме «Управление государственными финансами».

К 2016 году, согласно документу, долгосрочный кредитный рейтинг России по шкале Fitch и S&P должен подняться на две ступени (до уровня А), Moody's — на одну ступень (А3).

«Обладание рейтингами инвестиционной категории, присвоенными тремя агентствами, является обязательным условием успешного размещения облигаций Российской Федерации, расширения круга потенциальных инвесторов и в конечном итоге сокращения издержек по эмиссии государственных ценных бумаг», — говорится в документе. Россия придерживается такой политики, несмотря на призывы Совета финансовой стабильности и G20 к снижению зависимости от рейтингов. «Все хорошо понимают, что… все равно в силу привычки, в силу деловой практики последних нескольких десятков лет является основой для принятия решений направлять фонды в наши бумаги или не направлять», — объяснял Сторчак.

Консультантов для улучшения имиджа России — только инвестиционного — ранее наняло и Минэкономразвития. Им стал американский инвестбанк Goldman Sachs. Сумма вознаграждения за три года — $500 тыс.

Пока оснований для пересмотра суверенных рейтингов России ни в сторону понижения, ни в сторону повышения нет, сказал в четверг первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Работать над улучшением рейтинга напрямую с рейтинговым агентством консультант не может, рассказал «Газете.Ru» источник на российском инвестиционном рынке. «Мне роль банка совершенно неочевидна. Аналитики агентств общаются напрямую с Минфином, Центробанком, организациями и на базе этих встреч и статистики вырабатывают мнение по рейтингу. Что может делать банк — непонятно», — говорит он.

«Наверное, банк может подготовить презентацию для Минфина: что нужно сделать самому ведомству, чтобы агентства лучше отреагировали. Зачем же кого-то нанимать, если это и так известно?» — недоумевает он.

По его словам, в такой ситуации консультант может работать и бесплатно. «Правительство России — это знаковый клиент, который повышает имидж и возможность доступа к госкомпаниям», — считает источник. Он напомнил, что над продвижением российского имиджа за рубежом также работает американское пиар-агентство Ketchum.

Задача консультанта в этом случае заключается в том, чтобы дать эмитенту (России) понимание того, что требуется рынку, объясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «У государственных ведомств зачастую нет понимания, на что инвесторы обращают внимание. Думаю, это важная функция: эмитент понимает запросы рынка, а рынки могут транслировать свои озабоченности эмитенту», — считает экономист. По ее мнению, в долгосрочной перспективе суверенные рейтинги России повыситься могут, так как в стране, в частности, есть инвестиционный спрос, крупные инфраструктурные проекты. Но в краткосрочной перспективе изменения рейтингов ждать не стоит. «России грозит 2% роста ВВП по итогам года, а стратегии выхода из ситуации нет. Чтобы рейтинговые агентства улучшили оценки, им должна быть ясна четкая программа действий — как из 2% экономического роста эмитент выйдет на 5%», — говорит эксперт.

Наем консультанта практикуется и в других странах, говорит начальник аналитического отдела BNP Paribas Юлия Цепляева. «Есть стандартные процедуры, следуя которым вы получите лучший результат. Консультант может поспособствовать», — отмечает эксперт. По ее мнению, вероятность повышения рейтинга России или прогноза по нему крайне низкая. «Мы не можем похвастаться надежным потоком прекрасных новостей — экономика замедляется», — поясняет Цепляева. Но оговаривается: у России формально есть явные преимущества перед другими странами, в частности, низкий уровень госдолга. «Рейтинг не вполне отражает надежность и платежеспособность страны, в него заложено очень много рисков, связанных с сырьевой направленностью экономики и опасениями относительно снижения цен на нефть. Также есть имиджевые явные потери для нашего рейтинга. Усилия вновь нанятого консультанта, возможно, будут касаться и этой сферы», — не исключает эксперт.