Пенсионный советник

Apple идет на жертвы

Apple рискует потерять польвателей в Азии и России из-за жестких условий договоров с сотовыми операторами

Екатерина Брызгалова 06.05.2013, 13:39
Ed Jones/AFP/Getty Images

Apple рискует потерять свои позиции на рынке в Азии. Из-за жестких условий, которые выдвигает корпорация, с Apple подписывают контракты все меньшее число сотовых операторов. Apple готова пожертвовать ростом прибыли ради того, чтобы увеличить долю на рынке и выпустить бюджетный iPhone, правда, ограниченной серией.

Корпорация Apple рискует потерять свои позиции на рынке в Азии, где потенциально ее продукцию могли бы приобрести 2,8 млрд человек: операторы беспроводной связи отказываются сотрудничать с Apple из-за слишком жестких условий, которые выставляет компания, пишет Bloomderg.

Под угрозой падение спроса на устройства Apple в России, Китае, Японии и Индии. C сентября 2011 года с компанией отказались работать 10 сотовых операторов. Всего же с компанией сотрудничают 240 операторов, тогда как главный конкурент Apple — корпорация Samsung — работает со всеми 800 операторами.

Среди компаний, которые отказались от сотрудничества с Apple, крупнейший китайский сотовый оператор China Mobile, японский оператор NTT DoCoMo. Компании объяснили свое решение тем, что Apple выставляет неприемлемые условия сотрудничества, но отказались раскрывать подробности. Партнерством с Apple разочарована и шведская Tele2. С резкой критикой выступил глава Tele2 Мэтс Гранрида. Он сказал, что с Apple очень сложно делать бизнес и сотрудничество не имеет смысла, так как компания так же жестко контролирует своих партнеров, как Северная Корея — свои СМИ. В России из операторов «большой тройки» с Apple сотрудничает только «Вымпелком». «Мегафон» отказался от сотрудничества с производителем еще в 2009 году, а МТС не продлили контракт с корпораций в прошлом году. «Мы долго вели переговоры, но их условия контракта были крайне невыгодны для нас. Если компания Apple будет более гибкой к российскому рынку, мы всегда готовы к новым переговорам и новому этапу сотрудничества», — говорил в интервью «Газете.Ru» президент и председатель правления оператора МТС Андрей Дубовсков.

Apple прописывает в контракте количество смартфонов и планшетов, которое дистрибутор должен продать за определенный период — как правило, в течение трех лет. Если партнер не успевает продать оговоренное количество продуктов, то он обязан выплатить Apple неустойку за нереализованные гаджеты. Также корпорация требует тратить определенные суммы на маркетинг своих гаджетов. В случае если поставщика не устраивают эти условия, Apple отказывается от сотрудничества, писали ранее источники The New York Times.

Европейские продавцы посчитали Apple слишком несговорчивой и написали жалобы в антимонопольное ведомство в марте. Пока антимонопольные органы изучают контракты Apple на поставку iPhone, iPad и других устройств на наличие нарушений антимонопольного законодательства. Но такие методы использовали и другие некогда крупные корпорации. В Nokia уточняют, что раньше компания вела себя так же и эти меры всегда действовали.

Apple замедляет рост продаж смартфонов: за второй финансовый квартал 2013 года, закончившийся у компании в марте, показатель вырос на 7%, до 40 млн штук. В аналогичном периоде 2013 года продажи iPhone выросли на 88%. В этом году компания показала наименьший прирост продаж iPhone с 2007 года. Также показатель слишком низок на фоне роста всего рынка смартфонов на 36%.

За счет медленного роста продаж iPhone прибыль корпорации за второй квартал 2013 года сократилась на 18%, до $9,55 млрд против $11,62 млрд годом ранее. Выручка выросла на 11%, до $43,6 млрд. Продажи iPad выросли на 65%, до 19,48 млн устройств.

Компания пытается улучшить свои финансовые показатели и вернуть доверие инвесторов на фоне падения стоимости акций: с сентября прошлого года акции компания упали более чем на 40%. С сентября 2012 года капитализация компании уменьшилась с $660 млрд до $374,37 млрд.

Apple могла продать значительно больше устройств, если бы сотрудничала с большим количеством сотовых операторов, уточняют эксперты из Strategy Analytics. А операторы, которые не смогли договориться с Apple, начинают продавать более дешевые устройства. «Операторы, которые не получили контракта с Apple, в основном расположены в рынках, которым необходимы более дешевые гаджеты, — говорит аналитик BTIG L Вальтер Пайсек. — Телефон, который стоит $600, не может занять 80% рынка, так как речь идет о клиентах, которые тратят на сотовую связь $10—11 в месяц».

Но Apple может выпустить бюджетный iPhone в этом году, меньшего размера, чем остальные смартфоны компании, пишет Bloomberg. Таким образом, компания готова пожертвовать ростом прибыли ради того, чтобы увеличить долю на рынке. Но компании необходимо сохранить спрос на свои основные устройства, и поэтому бюджетный смартфон выйдет ограниченной серией. Сейчас компания разрабатывает новую серию смартфона iPhone 5S и операционное обеспечение iOS 7 с новым интерфейсом под кодовым названием Innsbruck. Предполагается, что новый интерфейс будет иметь кардинально отличный от предыдущих операционных систем Apple дизайн — он будет минималистичным, более «плоским» и, вероятно, непривычным для пользователей гаджетов Apple. Но, несмотря на внешние отличия, им будет так же удобно пользоваться, как и предыдущими версиями.

На момент закрытия торгов в Нью-Йорке стоимость акций Apple выросла на 1%, до $449,98. Капитализация компании составила $422,37 млрд.