26 апреля от острой сердечной недостаточности скончался бывший министр финансов России Александр Лившиц. Об этом говорится в пресс-релизе «Русала», где Лившиц работал с 2001 года директором по международным и специальным проектам. Экономисту было 66 лет.
«Александр Яковлевич всегда отличался огромной работоспособностью, сочетавшейся с высоким профессионализмом, глубочайшей мудростью и потрясающим чувством юмора, — сказали в компании. – Во многом благодаря реализованным под его руководством проектам «Русал» превратился в по-настоящему глобальную компанию, укрепил свои позиции на пяти континентах и стал лидером мировой алюминиевой отрасли».
Лившиц работал в правительстве России в 1990-х годах. В августе 1996 года, вскоре после избрания Бориса Ельцина на второй срок, был назначен министром финансов и вице-премьером в правительстве Виктора Черномырдина.
Несколько месяцев Лившиц по поручению Ельцина, готовившегося к выборам в условиях падения рейтинга, занимался реализацией президентской программы по погашению долгов работникам бюджетной сферы, одновременно выступая за ужесточение налоговой политики. Ельцин, выиграв выборы, назначил Лившица практически на расстрельную должность. Главной его задачей был жесткий контроль над расходами и сбор доходов федерального бюджета, который был излишне щедрым перед выборами президента.
Как вспоминал потом сам Лившиц, одной из особенно часто употребляемых им фраз в кабинете министра финансов была фраза: «Денег нет»
«Вот записывается ко мне на прием руководитель одной оборонной фирмы, — рассказывал в 2003 году Лившиц в разговоре с корреспондентом «Известий». – В глазах боль: гибнет завод, дело всей жизни. «Александр Яковлевич, дайте денег!» Я: «Иван Иванович (условно), вы же знаете бюджет: нет там денег. Но мне подготовили справку. Ваши изделия реально продать в такие-то страны. С этим можем помочь. Проведите сертификацию, подготовьте весь пакет документов…» Он смотрит на меня с тоской: «Александр Яковлевич! У меня на заводе народ – золото! Уж мы-то Родину не подведем! Вы прикажите! Восемь изделий за месяц? Сделаем! Двенадцать? Сделаем! Умирать за станками будем, но сделаем! Только денег дайте…». «Иван Иванович, нет денег!» — «Не бывает такого! Дайте!» <…> И тянулся разговор двух глухих: «Дайте денег!» — «Нет денег!» — «Дайте!»».
Говорили, Лившиц специально купил электронного попугая, который повторял записанную фразу «денег нет». Но позднее сам он опровергал эту историю: игрушка-попугай была, но «разговаривала» матом.
«Мы готовили президентское послание Федеральному собранию, — рассказывал Ливщиц. – Собралась вся аналитическая группа – большая команда, старые друзья. Я по каким-то делам выскочил. А попугай еще стоял в шкафу. И вот (не скажу кто) решил подшутить — наговорил в клювик…. В общем, приезжаю к внучке: «Машенька, смотри, какая птичка! Она разговаривает!» Жму кнопочку – и, к общему ужасу, птичка начинает крыть хриплым матом».
«Его мозг, энергия и чувство юмора одновременно — это то, что и Минфин спасало, и страну во многом», — сказал РИА «Новости» Борис Немцов, работавший с Лившицем в правительстве в 1990-е. «Он был очень позитивным человеком, несмотря на то что занимал такую должность, — добавил глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. – Министр финансов должен быть именно таким. Он не должен быть бухгалтером, каким-то угрюмым человеком. Он должен быть, безусловно, человеком профессиональным, но и не разводить пессимизм, и не заряжать им всех вокруг, как это у нас бывает при последних министрах. С ним хотелось общаться. Экономистам надо брать с него пример».
Но министром финансов Лившиц пробыл недолго. Уже весной 1997 года он получил сообщение о том, что его снимают с должности. «Отвечаю (звонившему с такой новостью собеседнику. – «Газета.Ru»): «И ты меня пойми правильно: через неделю я привожу в Россию миллиард долларов. За неделю до такого события министра финансов не снимают: миллиарда не получим!» – вспоминал Лившиц. – «Подожди, я перезвоню». Перезванивает: «Снятие откладывается на неделю». — «То есть вы мне разрешаете привезти в страну миллиард, а дальше вместо «спасибо» по шеям?» — «Выходит, так». И действительно, так и получилось…»
После ухода из правительства он был представителем президента в Национальном банковском совете, заместителем руководителя администрации президента, где проработал до 1998 года. В 1999 году экономист был спецпредставителем России в «большой восьмерке». Через год Лившиц ушел из чиновников, возглавив правление банка «Российский кредит», а еще через год перешел в «Русал». В политической жизни страны бывший министр практически не участвовал.
Прощание с Лившицем состоится 29 апреля в 11.00 в Траурном зале Центральной клинической больницы. Отпевание в 14.00 в храме Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, похороны в 14.30.