Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Лето с «Боржоми»

Поставки минеральной воды «Боржоми» в Россию возобновятся летом

Екатерина Брызгалова 11.04.2013, 15:18
Григорий Сысоев/ИТАР-ТАСС

«Боржоми» возвращается в Россию. Минеральная вода зарегистрирована в реестре продуктов с положительным заключением Роспотребнадзора. Розничные сети ждут поставок к лету. Но «Боржоми» не сможет вернуться к показателям 2005 года: рынок минеральных вод один из самых насыщенных и конкурентных.

Главный санитарный врач Геннадий Онищенко разрешил поставки грузинской минеральной воды «Боржоми» на российский рынок. Напиток зарегистрирован в российском реестре продуктов и допущен на рынок, сказал Онищенко ИТАР-ТАСС. «У нас с «Боржоми» была задержка, они представили одну партию, мы ее забраковали на регистрации», — напомнил он.

В конце марта IDS Borjomi предоставила пробы на проверку качества Роспотребнадзору, но экспертиза не удовлетворила ведомство. Онищенко попросил предоставить повторную пробу, не пояснив, что именно вызвало недовольство Роспотребнадзора. «Сейчас завершилась повторная проверка повторно представленной на регистрацию партии «Боржоми», — отметил он. — Результаты соответствуют установленным требованиям, и удостоверение о регистрации минеральной воды «Боржоми» на российском рынке получило положительное решение».

«Боржоми» пока еще не получила официального подтверждения от российской стороны о возобновлении поставок»,

— рассказал «Газете.Ru» представитель компании, уточнив, что компания готова вернуться на российский рынок. Продуктовые сети, в том числе Metro и X5 Retail Group, сообщили, что пока не получали предложений о поставке минеральной воды, но прогнозируют начало поставок в начале лета.

Ранее представители «Боржоми» говорили «Газете.Ru», что напиток будет поставлять в России по цене премиум-сегмента, объясняя это издержками на логистику.

Эмбарго на поставки грузинского вина и минеральных вод было введено в 2006 году на фоне обострения грузинско-российских отношений. Тогда Россия предъявила претензии к качеству продуктов, но эксперты утверждали, что импорт вина и продуктов приостановили из-за скандального задержания в 2006 году российских офицеров: администрация президента Грузии Михаила Саакашвили объявила их шпионами. Российско-грузинский диалог был окончательно прерван военным конфликтом в Южной Осетии в августе 2008 года.

Переговоры о возвращении минеральной воды и грузинских вин возобновились после смены власти в Грузии и входа России в ВТО. «Бывшие власти сами блокировали выход грузинской продукции на российский рынок», а также неофициально запрещали грузинским бизнесменам вести переговоры с Россией о ввозе своих товаров, говорил ранее назначенный в конце октября прошлого года премьер-министром Грузии Бидзина Иванишвили. «Как только то руководство, которое было тогда, узнавало об этом (о готовящейся делегации в Россию. — «Газета.Ru»), это достоверные сведения, оно вызывало их: так, мы вас разорим, ни в коем случае вы этого делать не будете», — подтверждал «Газете.Ru» Онищенко.

В марте Роспотребнадзор провел проверку 41 грузинского предприятия, по результатам которой разрешил 36 алкогольным заводам и 4 производителям минеральной воды предоставить образцы своих продуктов для регистрации в России. Сейчас Россия и Грузия начали переговоры о возобновлении поставок фруктов и овощей в Россию.

В 2005 году, до введения эмбарго, в Москве и Московской области «Боржоми» занимал лидирующие позиции на рынке минеральной воды в денежном выражении ($50 млн) и третье место по продажам — 100 млн бутылок, приводит IDS Borjomi данные исследовательской компании Nielsen.

В 2005 году более 90% поставок минеральной воды приходились именно на Россию. Всего компания производила тогда 11 млн литров «Боржоми». После российского запрета продажи компании упали на 60%, до 63 млн литров. Но в 2011 году компании удалось выйти на докризисные показатели, когда объем производства минеральной воды «Боржоми» вырос до 122 млн литров, в 2012 году — до 140 млн литров, а выручка компании в денежном выражении выросла на 25% по сравнению с 2005 годом.

Выйти на докризисные показатели компания смогла с помощью агрессивной маркетинговой политики, а также осваивая новые рынки, рассказывал в интервью «Газете.Ru» генеральный директор IDS Borjomi Georgia Заза Киквадзе. «Тогда мы определили три направления, которые помогли бы нам выйти из кризиса: агрессивная маркетинговая поддержка, расширение портфеля брендов компании и диверсификация каналов продаж. Осуществление всех этих стратегических направлений дали возможность преодолеть кризис, и показатели продаж и производство увеличились на 30% до периода эмбарго», — говорил он.

Минеральную воду «Боржоми» производит IDS Borjomi. В конце 2012 года IDS Borjomi раскрыл основных акционеров, среди которых были наследники покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили. По неофициальной информации, 30% принадлежало фонду Salford, 70% контролировала семья Патаркацишвили. В 2012 году семья Патаркацишвили вышла из фонда Salford. «Семья не имеет отношения к деятельности Salford Capital Partners. Эта компания не участвует в управлении активов нашей семьи с прошлого года», — передали наследники бизнесмена через своих представителей, не назвав имени нового владельца.

С 2011 года IDS Borjomi пытались продать. Интерес к компании проявили Nestlé и Coca Cola, но компаниям так и не удалось договориться о продаже. В конце 2012 года «Альфа Групп» объявила о приобретении контрольного пакета IDS. Оценка бизнеса в рамках сделки составила около $500 млн. IDS Borjomi зарегистрирован в Голландии. Кроме Salford Capital Partners компанией владеют инвестфонд VDP и компания NWVF (Гибралтар), 97% которой принадлежат Березовскому и наследникам Патаркацишвили. В портфель брендов, дистрибуцией которых занимается компания, входят «Святой источник», «Боржоми», «Эдельвейс», «Черноголовка» и другие.

Бума покупок не будет: рынок минеральных вод один из самых насыщенных и один из самых конкурентных, для того чтобы занять долю на рынке, придется постараться, считает гендиректор Infoline Федяков Иван. Он уверен, что компании придется тратить существенные средства на маркетинговое продвижение товара, которое в России стоит «очень дорого».

Скорее всего, «Боржоми» не сможет вернуться к показателям 2005 года, скептичен Федяков. «Боржоми» — сильный бренд, но он ориентирован в основном на старшее поколение, которые помнят его с советских времен, а молодое поколение о нем бы и не услышало, если бы не грузинско-российский конфликт, — говорит он. — Вернуться к показателям лидера невозможно, так как 2005 год — это период формирования продуктового рынка. Сейчас рынок уже сформирован, и за время отсутствия «Боржоми» его место заняли товары-заменители».

«Боржоми» сможет занять ощутимую долю на российском рынке, но это длительный процесс, считает партнер компании Retail Training Group Елена Комкова.