Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Находка встала в мазутную пробку

На Дальнем Востоке застряли 2 тысячи цистерн с нефтепродуктами

Алина Черноиванова, Алексей Топалов 19.02.2013, 20:27
Юрий Смитюк/ИТАР-ТАСС

На Дальнем Востоке новый коллапс на железной дороге: на станциях в районе Находки остановлены более 30 составов — около 2 тыс. цистерн с нефтепродуктами. Портовики не успевают разгружать замерзший мазут, говорят в РЖД. Эксперты признают, что порты не готовы к возрастающему в последнее время грузопотоку.

На станциях Блюхер и Крабовая (около 100 км от портов Находки) скопились поезда с нефтепродуктами: 21 поезд и 13 поездов соответственно, и их число продолжает расти. Они отставлены от движения из-за низких темпов обработки наливных грузов в портах Приморья, сообщили в «Дальневосточной железной дороге» (филиал РЖД).

Еще в декабре 2012 года первый заместитель начальника Дальневосточной дирекции управления движением Дмитрий Бородинский отмечал неудовлетворительную подготовку к работе в зимний период портов и предприятий края. В результате увеличилось число брошенных поездов (отставленных от движения по причинам, зависящим от грузополучателя) общим объемом более 6 тыс. вагонов. «Из-за «брошенных» поездов на станциях назначения теряется маневренность, — пояснял Бородинский. – Сложнее подавать вагоны под грузовые операции даже тем клиентам, которые не имеют проблем с их переработкой».

В начале февраля дальневосточные железнодорожники констатировали, что с начала 2013 года из-за того, что порты и нефтебазы не обеспечивают нормативную выгрузку, на железной дороге простаивало около 160 груженых составов в адрес различных получателей. Это число удалось снизить до 38. Тем не менее некоторые получатели допустили рост числа неразгруженных вагонов, говорили в ДВЖД. В числе наиболее «тревожащих» тогда называлась станция Крабовая, где выгрузка нефтепродуктов грузополучателем ООО «РН-Находканефтепродукт» задерживалась: к 4 февраля количество «брошенных» составов с нефтепродуктами составляло здесь 19 поездов (1310 вагонов), 18 из которых с мазутом. В первой декаде января основной упор погрузки нефтяников пришелся именно на мазут (175 вагонов в среднем в сутки при перерабатывающей способности в холодный период 120), говорили в компании, но с такими объемами нефтебаза справиться не в состоянии, что и стало причиной увеличения количества отставленных составов.

Число отставленных от движения поездов на железнодорожной инфраструктуре, поясняют сейчас в ДВЖД, резко увеличилось в последнюю неделю.

Предприятия-грузополучатели – ЗАО «Востокбункер», ООО «РН-Находканефтепродукт» и ООО «Нико-Ойл ДВ» – оказались неготовыми к приему возросшего грузопотока. «Узким местом на пути перевалки наливного груза стала недостаточная техническая оснащенность грузополучателей и несвоевременный подвод танкерного флота из-за сложной навигационной обстановки, — считают в ДВЖД. – К причинам медленной выгрузки портовики относят и высокую вязкость мазута».

Для решения проблемы на крупные железнодорожные узлы Приморского края выехали руководители и эксперты Дальневосточной дирекции управления движением, сообщили в компании. Оперативный штаб проведет переговоры с руководством портов и предприятий-грузополучателей.

34 поезда – около 2 тысяч цистерн, уточнили в РЖД.

Цистерны загружаются на 60 тонн, то есть без движения остается около 120 тысяч тонн нефтепродуктов. Это примерно среднесуточная погрузка всей «Дальневосточной железной дороги» в январе 2013 года (она по итогам месяца составила 120,2 тыс. тонн, на 2,7 % ниже, чем за январь 2012 года). Общий объем погрузки нефтепродуктов в январе 2013 года составил около 838 тысяч тонн. Всего же за прошлый год «Дальневосточная железная дорога» перевезла более 11 млн тонн нефтепродуктов.

«В подобных случаях причиной является не плохая подготовленность грузополучателей, а плохая логистика РЖД, — парирует источник в нефтяной отрасли. – Именно так было в прошлые разы».

Получить комментарий в «РН-Находканефтепродукт» не удалось. Собеседник в «Роснефти» убеждает, что «ситуация улучшается, ожидается, что в ближайшее время разгрузка войдет в график». «Темпы разгрузки, в том числе на станции Крабовая, замедлились в связи с аномально низкими температурами в регионе», — поясняет он.

«Каких-то особенных проблем с перевалкой нефтепродуктов у нас нет, — говорит представитель НК «Альянс» (основная деятельность сосредоточена на Дальнем Востоке). — Основную часть мы переваливаем через собственный терминал Первая Речка. Через Ванино мы планировали пустить нафту и часть мазутов. Если ситуация на Ванино будет усложняться, мы просто вернем эти объемы на Первую Речку. Это создаст нам определенные сложности, но не более того».

Восточный грузопоток – угля, нефти – в значительной степени сформировался в последние годы, и порты не адаптированы под такие объемы перевалки, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

«Возросшие объемы трудно переработать, особенно после открытия в конце 2012 года движения по участку ДВЖД Оунэ—Высокогорная с реконструированным Кузнецовским тоннелем (это позволило увеличить пропускную способность БАМ до 19 млн тонн), особенно в зимний период, когда уголь для выгрузки нужно разогревать или разбивать грейфером, — поясняет он. – Объемы планируемых экспортных поставок превышают возможности портов, и сейчас стык между портами и железной дорогой является узким местом, препятствующим наращиванию экспортного потенциала».