На поезд без возврата

Минтранс инициирует введение невозвратных тарифов на железной дороге

Алина Черноиванова 29.12.2012, 13:59
Алексей Насыров/ИТАР-ТАСС

Минтранс инициирует введение невозвратных тарифов на железной дороге. До половины всех билетов на поезда дальнего следования – в купе, СВ и люксе – будут продаваться дешевле, но без возможности вернуть за них деньги. Авиаперевозчики давно добиваются такого же правила, но им противостоит Роспотребнадзор.

Минтранс России подготовил изменения в федеральное законодательство, позволяющие железнодорожным перевозчикам продавать невозвратные билеты. Поправки вносятся в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Такие билеты, согласно проекту закона, могут реализовываться в нерегулируемом сегменте – вагонах класса купе, СВ и люкс. Они должны быть дешевле, так как из их стоимости будет исключена плата за риск возврата билета, которую сейчас закладывает в цену перевозчик.

По невозвратной схеме могут продаваться до 50% всех билетов в нерегулируемом сегменте.

Пассажир, купивший невозвратный билет, сможет вернуть за него деньги, лишь если пропустит поезд по уважительной причине – из-за болезни. Но для этого необходимо будет заранее уведомить перевозчика и представить справку от врача,

говорится в пояснительной записке Минтранса.

Кроме того, положение о невозвратных тарифах не будет распространяться на случаи, когда перевозчик отменяет поезд или задерживает его более чем на час, «а также в других случаях, предусмотренных законодательством РФ».

Профильное ведомство считает, что с введением невозвратных билетов удастся снизить стоимость железнодорожных перевозок дальнего следования на территории России.

Цена железнодорожного билета складывается из нескольких составляющих. Прежде всего, это плата за пользование инфраструктурой дороги (сама стоимость билета), далее стоимость плацкарты (плата за пользование вагоном), комиссионный сбор, страховой сбор РЖД, сервисные услуги.

Сейчас пассажир имеет право вернуть ж/д билет, компенсировав свои расходы. Если сдать билет не позднее чем за 8 часов до отправления поезда, перевозчик возвращает стоимость билета и стоимость плацкарты; если за менее чем 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа, то возвращаются стоимость билета и 50% стоимости плацкарты. А если вернуть билет непосредственно перед отправлением поезда, то можно получить обратно только стоимость билета (без стоимости плацкарты).

Глава «Федеральной пассажирской компании» (ФПК), вице-президент РЖД Михаил Акулов еще летом 2011 года сообщал, что компания обратилась в Минтранс с предложением отменить возврат билетов, купленных по низкой цене в рамках программы лояльности (она предусматривает начисление пассажирам баллов за совершенные поездки). Наличие невозвратных тарифов – одно из главных условий работы бюджетных авиакомпаний, и в РЖД планировали воспользоваться этим опытом для оптимизации своей тарифной линии.

От применения невозвратных билетов «получат выгоду пассажиры, которые могут заранее спланировать путешествие, поскольку так называемые «невозвратные тарифы» всегда дешевле, нежели обычные», говорится в пояснительной записке к законопроекту Минтранса. «Таким образом, будет создан новый сегмент доступных тарифов, которые привлекут новых пассажиров», — поясняется в материалах.

Насколько дешевле будут в итоге невозвратные тарифы, чем обычные, в материалах Минтранса не уточняется.

Гендиректор InfraNews Алексей Безбородов предполагает, что цена таких билетов будет на 15–20% ниже, но прогнозирует, что цифра будет взята с потолка. Для РЖД введение невозвратных билетов, прежде всего, «волюнтаристский маркетинговый ход», считает аналитик.

Авиаперевозчики также давно добиваются введения невозвратных тарифов, но инициатива вызывает споры в правительстве.

Минтранс до сих пор не может согласовать соответствующий законопроект. По версии ведомства, на одном маршруте таких билетов должно продаваться не более 30%. Инициативу в целом поддерживает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития, но против выступает Роспотребнадзор.