Пенсионный советник

ФАС равняет цены на авиабилеты

ФАС намерена мониторить цены на авиаперевозки в открытом для пассажиров режиме

Алина Черноиванова 19.11.2012, 21:19
ФАС вводит мониторинг цен на авиаперевозки iStockPhoto
ФАС вводит мониторинг цен на авиаперевозки

ФАС вводит мониторинг цен на авиаперевозки: в 2013 году сравнительные данные стоимости билетов авиакомпаний России, стран СНГ и дальнего зарубежья будут еженедельно публиковаться на сайте ведомства. Цифры помогут антимонопольщикам выявлять случаи завышения цен, а пассажирам — ориентироваться в ценовой политике перевозчиков, считают в ФАС. Упрощенное сравнение не пойдет на пользу ни авиакомпаниям, ни их клиентам, предупреждают эксперты.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начинает работу над масштабным мониторингом цен на рынке авиаперевозок, сообщил агентству «Прайм» замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. «Наша задача — сделать серию сопоставимых маршрутов на разные дальности, к примеру, 500 км, 1000 км, 3000 км и более протяженные», — пояснил он. Речь идет об анализе цен на маршрутах регулярного сообщения; впоследствии мониторинг охватит и чартерные перевозки, не исключил чиновник. «Для нас это является информационной базой для применения возможных мер антимонопольного воздействия», — подчеркнул Голомолзин.

ФАС сравнит цены на четырех рынках авиаперевозок: внутри России, между Россией и странами СНГ, из России в дальнее зарубежье и сопоставимые рынки в зарубежных странах, пояснил замглавы ФАС «Газете.Ru». Например, будут сравниваться цены по маршрутам Москва — Петербург, Москва — Киев, Москва — Рига и Париж — Берлин.

Основными параметрами Голомолзин назвал сопоставимость рынков по объемам перевозок и дальности. «У нас есть информация из центра регистрации тарифов, но там регистрируются именно тарифы, и нет полной ясности, какие из них актуально применяются авиакомпаниями, — пояснил Голомолзин. — Поэтому для мониторинга мы берем информацию о ценах на билеты непосредственно с сайтов авиакомпаний».

Замруководителя ФАС напомнил, что ведомство впервые проводило подобный анализ в 2007—2008 годах. «Тогда мы подготовили доклад по авиации, который межгосударственный совет по антимонопольной политике представил на рассмотрение совета глав правительств СНГ, — рассказал чиновник. — Сейчас мы в значительной степени актуализируем работу. Решение об этом принято на последнем заседании межгосударственного комитета по антимонопольной политике, состоявшемся в Киеве две недели назад».

Анализ рынков будет завершен до конца этого года или в начале 2013 года, уточнил Голомолзин. И с начала 2013 года данные мониторинга будут выкладываться на сайте ФАС. «Публиковать планируем по аналогии с рынком нефтепродуктов — не реже, чем раз в неделю», — добавил он.

«По результатам прошлого анализа самый высокий уровень цен фиксировался в перелетах между странами СНГ, чуть ниже цены были в России и еще ниже на перелеты в третьи страны, — сказал чиновник. — Сейчас можно с уверенностью говорить о том же, за исключением маршрутов между Россией и Украиной».

«В соответствии с нашими рекомендациями были изменены многие межправсоглашения между странами СНГ, что привело к существенному снижению цен и увеличения пассажирооборота», — отметил Голомолзин. Объем перевозок пассажиров в СНГ за последние 3 года вырос более чем в два раза: в 2010 году прирост составил 23%, в 2011 году — 46%, в 2012 году ожидается прирост примерно на четверть. «Эти показатели в значительной степени достигнуты за счет перелетов между Россией и Украиной», — констатировал замглавы ФАС.

«Рост объемов перевозок с ценами не связан: цены все эти три года только росли, — не согласен с ФАС основатель поисковика авиабилетов Aviasales.ru Константин Калинов. — Причина простая: у людей появились деньги и возможность летать».

Но в инициативе антимонопольного ведомства Калинов видит «определенное рациональное зерно»: «Действительно, необходимо заняться вопросом запредельных цен на перевозки в России из расчета стоимости на километр пути. Она у нас в два-четыре раза больше, чем за рубежом». «В высокой цене виноваты и ценовые сговоры, и высокие цены на наземное обслуживание, и огромная цепочка необходимых согласований, и многое другое», — считает он.

«Куда дальше снижать?» — недоумевает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. По итогам 2011 года по внутренним перевозкам авиакомпании получили убыток в 28 млрд рублей, напоминает эксперт, по международным заработали прибыль 14 млрд рублей. Как итог: вся коммерческая авиация в прошлом году получила 14 млрд рублей убытка.

«Рынок авиаперевозок не является сверхдоходным, — отмечает Синицкий. — Автоматизированная система управления доходами авиакомпаний устроена так, чтобы продать билеты как можно дороже, но чтобы они оказались проданы. То есть найти баланс по верхнему краю. Иначе работа в минус».

Сравнивать нужно не только километры, но и стоимость обслуживания в аэропортах, добавляет сотрудник одной из крупных российских авиакомпаний: «Нарьян-Мар, например, самый дорогой аэропорт России, и все, что из него летает, безумно дорого, даже если на 100 км лететь». «Нужно сравнивать и цены на авиакеросин в регионах — они тоже сильно разнятся, — предлагает собеседник. — А сравнивать российские компании с иностранными вообще нерелевантно, так как внутри России на перевозки действует еще и НДС, за границей другая налоговая база».

«Давайте ради справедливости смотреть и на то, какие накладные расходы несут российские и иностранные авиакомпании, — предлагает Синицкий. — Допустим, иностранной авиакомпании нужен один бухгалтер, а нашей, чтобы справиться с российской бумажной системой отчетности, штат из 20 бухгалтеров». Наконец, если сравнивать, то сходные по параметрам авиакомпании. «Нет смысла сравнивать лоу-костера и крупного перевозчика с регулярными рейсами», — добавляет Калинов.

Голомолзин, впрочем, пояснил, что мониторинг поможет ФАС отслеживать влияющие на цены факторы — и цены на топливо, и аэропортовые сборы. «Будем анализировать все составляющие и влияющие факторы, — уточнил он. — Будем искать первопричину для существенных различий (в ценах. — «Газета.Ru»), если таковые будут определены». И, если в рамках этой работы ФАС найдет нарушения, антимонопольное воздействие будет применяться к виновнику — к авиакомпаниям или поставщикам услуг, уточнил чиновник. «Существенные изменения произошли по топливу, — привел результаты работы по прошлому анализу Голомолзин. — Сейчас по топливу ситуация в значительной степени нормализовалась».

Синицкий согласен, что в работе с монопольными поставщиками услуг мониторинг может быть полезен, но подчеркивает, что авиаперевозки — сложный бизнес, во всем мире балансирующий на грани рентабельности. «Едва ли возможно корректно привести всех к единому знаменателю с помощью простого мониторинга, а некорректное использование такого инструмента не пойдет на пользу ни авиакомпаниям, ни пассажирам», — предупредил он.