Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Иногда мы обычные бизнес-процессы излишне политизируем»

Министр экономики Белоруссии Николай Снопков в интервью «Газете.Ru» о попытках бизнесменов переложить ответственность на чиновников

Денис Лавникевич (Минск) 15.11.2012, 10:24
Министр экономики Белоруссии Николай Снопков ИТАР-ТАСС
Министр экономики Белоруссии Николай Снопков

Министр экономики Белоруссии Николай Снопков в интервью «Газете.Ru» о схемах слияния КамАЗа и МАЗа, возможной отсрочке продажи «МТС Беларусь» и попытках бизнесменов переложить ответственность на чиновников.

Александр Лукашенко на встрече с губернатором Ленинградской области России Александром Дрозденко заявил, что не видит экономической целесообразности в приватизации МАЗа и его слиянии с российским КамАЗом в рамках формирования холдинга «Росбелавто». Тема больше не актуальна?

— Мне сложно это комментировать, так как я не был участником тех переговоров. На мой взгляд, ситуация простая. Если бизнесу это выгодно – проект будет реализован.

Потому что на политическом уровне, на высшем уровне руководством решение давно принято о том, что мы объединяемся.

Встреча с Николаем Снопковым прошла в кулуарах проходящего в Минске II Международного форума предпринимательства

Мы живем в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). С 1 января 2012 года оно уже функционирует. То есть решения на высшем уровне приняты. На данный момент, на мой взгляд, дело за бизнесом. Если МАЗу и КамАЗу в перспективе выгодно объединиться – с точки зрения перспективных рынков, перспективного развития, с точки зрения конкурентоспособности по отношению к третьим странам, по отношению к иным игрокам рынка, – значит, это произойдет. Поскольку перспектива, на мой взгляд, гораздо важнее, чем пропорции (доли МАЗа и КамАЗа в уставном капитале «Росбелавто». – «Газета.Ru») – это 50 на 50 или 49 на 51… Это обсуждается. А важно принципиальное решение с точки зрения бизнеса. Если они его принимают, то они объединяются и делают совместный бизнес. Если они его не принимают, то ждать решения на политическом уровне, мне кажется, глупо.

— Грузопотоки белорусского экспорта будут перенаправлены из портов Литвы (Клайпеда) и Латвии (Вентспилс) в порты Ленинградской области. Но еще весной посол Белоруссии в Латвии заявлял, что транзит через страны Прибалтики – «самый выгодный, невероятно выгодный». С чем связано изменение схемы?

— Ситуация меняется – и в жизни, и в экономике, – всегда.

Да, действительно, логистика там, по-моему, отличная. Другой вопрос – куда идут грузопотоки уже от Клайпеды. Ведь грузопотоки также нестабильны, они могут перенаправляться. Например, из Китая в Южную Америку. Разные направления, соответственно, может быть выгоднее из Санкт-Петербурга, а может — из Прибалтики.

Здесь вопрос только один, на мой взгляд, на взгляд министра экономики: выгодность. Стоимость транзита до порта, соответственно, цена фрахта… и все. Выгодность диктует те или эти решения, которые будут приниматься нашими операторами. Не более и не менее.

— Продажа белорусской государственной доли (51%) в сотовом операторе «МТС Беларусь» (в Белоруссии зарегистрировано как СООО «МТС». – «Газета.Ru») длится полтора года. Правительство хочет получить за свои акции $1 млрд, но торги срываются. Рассматривается ли возможность снижения цены?

— На самом деле, если смотреть по доходам оператора, то эта цена вполне справедливая.

Если учитывать ситуацию на данный момент, то вообще не стоило бы продавать. Это я так размышляю, а не ставлю вопрос. Опять же, я не участник этих переговоров. Я министр экономики, и то, что я вам говорю сейчас, – я выражаю исключительно субьективную точку зрения. Нужно ли делать это сейчас? Может, стоит подождать год, может два, пока произойдет какое-то восстановление экономической активности.

В любом случае, на мой взгляд, продавать актив нужно на пике его капитализации. Правда ведь?! Просто покупатель выгадывает момент, когда капитализация на наиболее низком уровне, продавец – когда на наиболее высоком, на пике капитализации.

Тогда что происходит сейчас? Недавно проводились встречи с потенциальными инвесторами...

На данный момент происходит какое-то позиционное ожидание: что дальше будет происходить? Чтобы решение принять. А может быть, и не принять.

Ведь, в принципе, МТС работает – вот у меня, у вас… У меня телефон МТС, карточка МТС, я прекрасно говорю. То есть для меня как для потребителя это не принципиально.

А игроки рынка, покупатель и продавец (этого пакета акций. – «Газета.Ru»), наверняка разберутся, найдут такое сбалансированное время, когда выгодно купить и выгодно продать.

— В рамках создания холдинга «Росбелавто» для оценки активов «МАЗа» была приглашена международная аудиторская компания Ernst & Young. А международного аудита по белорусской доле в «МТС Беларусь» не было. Планируете?

— Может, и стоит, да. Но уже не в этом году.

Но тут я хочу вот что сказать: иногда мы обычные бизнес-процессы излишне политизируем. Мне кажется, что иногда отдельные бизнесмены пользуются возможностью куда-то зайти на высшем уровне, что-то сказать… На мой взгляд, не надо грузить этим высшее руководство.

Принимай решение, говори, что это выгодно или не выгодно, и отвечай за свое решение. А так сидят в сторонке и хотят, чтобы за них все решили. А сами они, если потом вдруг что-то не получилось, сказали бы: «Ну, это вы так решили». Это в корне неправильно, и мне кажется, что наш бизнес страдает этим и манипулирует этим.

Главное – выгодность, повторяю еще раз.

Решения принимаются по выгодности; оценки международные или не международные – это уже вопрос договоренности между бизнесом. А если идет излишнее политизирование – это не дает положительного эффекта.