Пенсионный советник

Малые самолеты заходят на государство

Минпромторг предлагает поддержать казанский самолет Expedition, чешский EVector EV-55 и канадский DHC-6 Twin Otter

Алина Черноиванова 02.10.2012, 17:14
Самолет DHC-6 Twin Otter aerospaceweb.org
Самолет DHC-6 Twin Otter

Казанский самолет Expedition, чешский EVector EV-55 и канадский DHC-6 Twin Otter могут получить господдержку в рамках развития местных авиаперевозок в России. Эти проекты в качестве «предпочтительных» выбрал Минпромторг. На поддержку в региональном сегменте могут рассчитывать Ан-148 и SSJ-100.

Минпромторг сформировал предварительные предложения по мерам господдержки проектов в сегменте региональных и местных авиаперевозок. Работа велась по заданию премьер-министра Дмитрия Медведева; на совещания в Новосибирске 7 августа он поручил Минтрансу и Минпромторгу до 1 октября представить предпочтительные проекты создания самолетов для этих целей.

Минтранс предложения от авиаперевозчиков направил в Минпромторг в начале сентября, сообщил источник в ведомстве. Одно из главных требований — топливная эффективность: при разработке перспективных проектов необходимо учитывать, что самолеты не должны уступать по этой характеристике иностранным ATR-42, ATR-72, DHC 8-300(400), Cessna 208 и DHC-6 Series 400, пояснил чиновник предложения Минтранса.

Кроме того, перевозчики, работающие на Дальнем Востоке, в Сибири и районах Крайнего Севера, сформировали дополнительные требования к самолетам: их конструкция должна обеспечивать выполнение полетов в высоких широтах (до 75 градусов северной широты) и на грунтовых и снежных аэродромах при температуре от –55° С до +40° С. Обслуживание самолета должно позволять эксплуатировать его максимально — совершать до 8 полетов в день (суточный налет — 18—20 часов). При полной заправке и полной загрузке самолеты на 9—20 человек должны перевозить пассажиров на расстояние не менее 2,5 тыс. км.

Наиболее востребованные самолеты для местной и региональной авиации — от 9 до 19 и от 40 до 100 пассажирских мест. Спроса на самолеты в размерности 20—40 мест практически нет, констатируют в Минпромторге по итогам заявки Минтранса. Тем не менее сейчас Минпромторг предлагает рассмотреть по несколько проектов в каждого типа.

В сегменте местных авиалиний — до 9 пассажиров — министерство предлагает сосредоточиться на модернизации Ан-2 и проекте Expedition.

В реестре гражданских воздушных судов в середине 2011 года значилось почти 1,7 тыс. легких многоцелевых самолетов вместимостью 3—19 пассажиров. Из них 1490 — это Ан-2. В реальной эксплуатации находились только 578 самолетов (треть от общего числа), в том числе 490 самолетов Ан-2. На самолеты старше 20 лет приходится 82% парка.

«Берешь фактически бесплатно самолет, давно амортизированный, ставишь новый двигатель, меняешь по авиаонике и получаешь необходимую топливную эффективность и эксплуатационные расходы, которые вписываются в бизнес-модель», — пояснял основную идею модернизации Ан-2 в интервью «Газете.Ru» замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь.

В случае поддержки этой инициативы можно наладить модернизацию до 130 самолетов Ан-2 ежегодно, уточнил источник в Минпромторге.

Expedition — проект частной казанской фирмы «Мвен». Его анонсировал лично глава Минпромторга Денис Мантуров, будучи в августе в Казани. Expedition стартовал в 2008 году, рассказывала деловая газета Татарстана «Бизнес-Online», готовы эскизный проект и модель для продувок в аэродинамической трубе. Министерство предлагает поддержать проект, разместив заказ на НИОКР по этому проекту.

В сегменте до 19 пассажиров Минпромторг предлагает поддержать лицензионное производство в России чешского EVector EV-55 и канадского DHC-6 Twin Otter.

Чешская авиастроительная EVektor spol. на днях подписала соглашение о трансфере в Россию технологий по производству самолета EV-55 Outback. Под проект основана совместная российско-чешская компания «Вектор Эн Джи Рус». Первый заказ на EV-55 Outback поступил практически сразу после подписания соглашения о запуске российского производства (вероятнее всего, в Ульяновской особой экономической зоне): красноярская авиакомпания «Аэрогео» подписала контракт на поставку 29 самолетов.

Соглашение о сборочном производстве в России канадского 19-местного турбовинтового DHC-6 Twin Otter Series 400 подписано в 2010 году. Минувшим летом самолет получил сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Самолет будет собираться корпорацией «Витязь» (председатель наблюдательного совета строительства завода по сборке самолетов — генерал Анатолий Квашнин) в Ульяновской зоне.

Минпромторг не исключает и заказа на НИОКР по отечественному самолету до 19 мест. Такие же работы могут быть заказаны по самолету в размерности 20—39 мест. Но пока в качестве «предпочтительного варианта» в этой размерности ведомство предлагает модернизацию Як-40 на 158-м авиаремонтном заводе в Минске (до 12 машин ежегодно).

Развитие малой авиации прописывается и в госпрограмме «Развитие авиапрома», которую готовит Минпромторг. Но финансирование соответствующего ее раздела начинается с 2016 года, до тех пор необходимы внепрограммные источники. В сегменте малой авиации речь идет прежде всего о создании благоприятных экономических условий для реализации частных проектов. «Государство уходит от поддержки конкретных проектов к созданию условий, при которых предприятия смогут самостоятельно успешно их развивать», — уточняет один из источников.

В сегменте региональных авиаперевозок проекты прежние: Ан-140 (40—60 мест), Ан-148 (60—80 мест) и SSJ-100 (80—100 мест).

На самарском предприятии «Авиакор» может быть произведено до 50 самолетов Ан-140 до 2020 года, подсчитали предварительно в Минпромторге. На ВАСО в тот же период — до 85 самолетов Ан-148. И более 450 лайнеров SSJ-100 должны быть построены «Гражданскими самолетами Сухого».

Приоритетные проекты должны быть окончательно определены до середины 2013 года, после чего им будет оказана господдержка, говорит источник в Минпромторге.

В качестве господдержки Минтранс предложил прямое субсидирование затрат авиапрома на разработку, испытания и производство самолетов для региональных и местных авиаперевозок, но это частично противоречит условиям участия России в ВТО, а также опосредованное — через поддержку авиаперевозчиков.

Минпромторг предлагает действовать через возвратное бюджетное финансирование. Объем финансирования — до 60% стоимости проекта с льготной процентной ставкой на начальных этапах реализации, начало возврата средств — только после начала продажи продукции по проекту.

Еще одно предложение — субсидирование покупки самолетов вместимостью до 100 мест (сейчас этот вид поддержки распространяется на самолеты с количеством мест не более 55 с любым типом двигателя и не более 72 мест — с турбовинтовыми двигателями), тогда под субсидию попадут Ан-148 и SSJ-100.

Это стимулирует российских перевозчиков к покупке этих отечественных машин, подчеркивает источник в ведомстве.

Наконец, Минпромторг предлагает разработать механизм «утилизационной премии», при котором перевозчик получит некоторую компенсацию, если при выводе из эксплуатации самолета приобретет вместо него самолет российского производства.

Часть предложений Минтранса и Минпромторга были рассмотрены на совещании вице-премьеров Дмитрия Рогозина и Аркадия Дворковича с участием авиаперевозчиков и авиапроизводителей, но окончательные решения пока не приняты.

«Договорились, что в ближайшие несколько недель будет сведен вместе предварительный заказ — как со стороны государственных заказчиков, так и со стороны частных компаний — на различные типы авиационной техники на ближайшие 8—10 лет», — рассказал Дворкович по итогам совещания 26 сентября.

«Не будет никаких новых государственных проектов, мы будем субсидировать рынок, билеты», — подчеркнул вице-премьер.

Порядок выделения субсидий для местных перевозок — второе поручение, которое должно быть выполнено по итогам обсуждения в правительстве. «Решение будет жестко увязано с определением конкретных планов по производству соответствующих типов самолетов, в данном случае речь идет о самолетах малой вместимости — 9—19 мест», — пояснил тогда Дворкович. «Мы готовы в рамках дозволенного ВТО представить необходимые условия для поддержки отечественных производителей, отечественных авиаперевозчиков, с тем чтобы они друг у друга покупали технику», — уточнил Рогозин.