Пенсионный советник

«ЛУКойл» переоценил Америку

Американские автозаправки протестуют против ценовой политики «ЛУКойла»

Алексей Топалов 13.09.2012, 18:42
Американские автозаправки протестуют против ценовой политики «ЛУКойла» Reuters
Американские автозаправки протестуют против ценовой политики «ЛУКойла»

Американские автозаправки протестуют против ценовой политики «ЛУКойла». Отрасль погибает, утверждают заправщики из Нью-Джерси и Пенсильвании, обвиняя российский концерн в минимизации расходов за счет партнеров. Владельцы АЗС недовольны маржой, это издержки ценового зонированния. Акция протеста рассчитана на сутки, но активисты надеются привлечь к процессу коллег из Нью-Йорка и Коннектикута.

В Америке владельцы заправок, торгующие бензином под брендом российского концерна «ЛУКойл», провели акцию протеста против ценовой политики российской компании.

В среду 57 заправок в Нью-Джерси и Пенсильвании подняли цены до $8–10 за галлон, притом что средняя цена топлива в США составляет около $3,85 за галлон ($1 за литр). Забастовщики говорят, что пытаются подключить к акции коллег из Нью-Йорка и Коннектикута.

Таким нестандартным способом владельцы АЗС протестуют против высоких оптовых цен, которые устанавливает американская «дочка» «ЛУКойла» — Lukoil North America «Цель мероприятия – рассказать потребителям о трудностях, с которыми сталкиваются владельцы заправок под маркой «ЛУКойл», — цитирует ABC News слова Сэла Рисалвато, представителя Автомобильной и топливной ассоциации Нью Джерси, организовавшей акцию протеста.

По его мнению, компания вынуждает заправщиков покупать у нее топливо по более высоким ценам, чем это делают АЗС, работающие под другими брендами. При этом, какие именно цены выставляет «дочка» «ЛУКойла», заправщики не сообщили.

«Мы делаем это, потому что погибаем», — говорит владелец трех АЗС Халед Кезбари. По его словам, оптовые цены «ЛУКойла» даже выше розничных.

Кезбари говорит, что у заправщиков нет выхода, кроме как переложить растущие расходы на потребителя. А это приводит к сокращению продаж: если ранее его заправки продавали 6 тыс. галлонов (около 22 тыс. л), то теперь — вдвое меньше. Кезбари говорит, что «ЛУКойл» постепенно перекладывает на франчайзинговых партнеров расходы – например, амортизацию и налог на недвижимость.

По данным на конец 2011 года, «ЛУКойл» владел 587 заправками в США, включая франчайзинговые. Объем розничных продаж нефтепродуктов компании в прошлом году составил 6,9 млн т, из них 9,5% (655 тыс. т) пришлось на американский рынок. В головном офисе «ЛУКойла» «Газете.Ru» отказались комментировать ситуацию, но вице-президент американской «дочки» «ЛУКойла» Марк Льюис ранее заявил американским СМИ, что компания «ценит сеть своих дилеров».

«По-видимому, несогласие высказывается в отношении нашей системы зонального ценообразования, — сказал Льюис. — Однако этот коммерчески обоснованный механизм используется продавцами топлива уже много лет и полностью соответствует законодательству». Организаторов акции протеста Льюис назвал лоббистами, вводящими потребителей в заблуждение.

В рамках практики установления ценовых зон закупщики, находящиеся в границах одной зоны, платят одну и ту же суммарную цену, которая становится выше по мере удаленности зоны. Благодаря этому покупатели в границах каждой отдельной ценовой зоны не получают никаких ценовых преимуществ. Но внутри ценовой зоны также возникают более удаленные клиенты, которые будут оплачивать часть транспортных расходов более близких клиентов.

Житель Пенсильвании на условиях анонимности рассказал «Газете.Ru», что на самом деле владельцы АЗС недовольны маржой, которую они получают при ценах, установленных «ЛУКойлом».

«Впервые сталкиваюсь с таким методом протеста против цен топливного оптовика», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

В России такая схема, по мнению экспертов, не сработает. Директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков напоминает, что акция рассчитана на одни сутки. «Это делается исключительно для привлечения внимания к проблеме, — говорит эксперт. – Очевидно, что протестующие подготовили соответствующее экономическое обоснование и заручились надежной юридической поддержкой». В России, по словам Строкова, структура экономической и юридической поддержки малых сетей АЗС развита для такой акции слишком слабо.