Пенсионный советник

Пенсии обеспечат имуществом

Минфин ужесточает требования к негосударственным пенсионным фондам

Рустем Фаляхов, Юлия Орлова 16.08.2012, 21:19
Пенсионные накопления защитят имуществом НПФ ИТАР-ТАСС
Пенсионные накопления защитят имуществом НПФ

Минфин ужесточает требования к негосударственным пенсионным фондам. Если фонд работает в системе обязательного пенсионного страхования, то минимальный размер его имущества должен увеличиться почти в два с половиной раза. Это угрожает уходом с рынка каждого десятого НПФ. Участники рынка признают повышение имущественного ценза накануне либерализации инвестиционных стратегий неизбежным.

Минфин предлагает ужесточить требования к негосударственным пенсионным фондам (НПФ), в первую очередь к размеру их имущества, необходимого для обеспечения уставной деятельности.

Минимальные требования к размеру имущества, устанавливаемые с 1 июля 2013 года, предлагается поднять до уровня не менее 65 млн рублей, с 1 января 2015 года — не менее 100 миллионов рублей. Сейчас это 50 млн руб.

Еще жестче Минфин будет требовать с тех НПФ, которые осуществляют деятельность по обязательному пенсионному страхованию. В их случае минимальный размер необходимого имущества возрастает до 150 млн руб. с 1 июля 2013 года и до 240 млн руб. с 1 января 2015 года. Сейчас норма для таких НПФ — 100 млн.

Эти требования содержатся в поправках к действующему закону «О негосударственных пенсионных фондах», опубликованных в четверг на официальном сайте Минфина.

При вступлении прописанных в законопроекте требований в силу с текущего времени с рынка ушли бы 45 пенсионных фондов из 426 включенных в реестр Федеральной службы по финансовым рынкам. В частности, размер собственного имущества не достигает 250 млн рублей у НПФ «Русский стандарт», НПФ ФСО, НПФ «Альянс», а также у корпоративных НПФ Московского НПЗ и «Вимм-Билль-Данна».

Кроме повышения требований к имуществу НПФ Минфин предлагает заново сформулировать сам термин «пенсионные обязательства». «Это обязательства фонда по выплате негосударственных пенсий, а также накопительной части трудовой пенсии, в том числе срочных пенсионных выплат или единовременной выплаты». Порядок учета и формирования пенсионных обязательств фонда определяется правительством.

Минфин также предлагает обязать НПФ вступать в саморегулируемые организации, а также формировать резерв по обязательному пенсионному страхованию. Резерв подлежит обособленному учету.

Такой резерв формируется за счет пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, если у них нет наследников, части дохода от инвестирования пенсионных накоплений, части имущества, части совокупного вклада учредителей и целевых поступлений. Норматив по резерву будет устанавливать ФСФР.

Наконец, Минфин обяжет НПФ организовать постоянный контроль за инвестиционными и биометрическими (связанными с половозрастной структурой участников и застрахованных лиц) рисками. Подразделение, осуществляющее контроль за инвестиционными рисками, должно быть функционально обособлено в структуре фонда и обязано осуществлять мониторинг инвестиционных рисков, а также контроль за ситуациями, связанными с конфликтом интересов, предлагает Минфин.

Проект поправок сейчас проходит процедуру согласования с заинтересованными ведомствами, сообщил Минфин.

Ранее вице-премьер и куратор социального блока в правительстве Ольга Голодец не исключала более радикальных изменений действующего законодательства, регулирующего работу НПФ. В частности, обсуждалась тема преобразования фондов в хозяйственные общества с прохождением процедуры регистрации и оформлением лицензий (сейчас это некоммерческие организации).

Новация была обоснована необходимостью ужесточения требований к компаниям, работающим на рынке управления пенсионными накоплениями, с одновременной либерализацией их инвестиционных стратегий.

Это предложение вызвало активное противодействие участников рынка и не нашло отражения в законодательной инициативе Минфина.

«Новая редакция закона свидетельствует о том, что Минфин проявил ответственность и мужество и отступил от неконструктивных установок. В частности, в обновленном документе нет упоминания об изменении организационно-правовой формы НПФ и преобразовании их в хозяйственные общества», — говорит президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев.

Из законопроекта изъяты требования о непривлечении новых участников в действующие пенсионные схемы. «Это говорит о том, что Минфин понимает, что нужна многолетняя адаптация к новым пенсионным схемам и жесткому регулированию, которое нужно создавать. Но срок вступления закона в силу —1 июля 2013 года — нереалистичен. За такой короткий период невозможно подготовить правовую базу», — считает Дмитриев.

У фондов должна быть достаточная сумма собственного капитала для того, чтобы в случае возникновения потерь они могли оставаться на плаву и выполнять обязательства, согласен главный экономист ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. 50 млн рублей — неоправданно низкий уровень требования к собственному капиталу, считает эксперт.

Но президент Национальной ассоциации НПФ Константин Угрюмов настаивает на том, что кардинальные изменения в пенсионной системе, предлагаемые Минфином, «требуют детальной проработки и не могут быть приняты без широкого обсуждения экспертным сообществом и участниками рынка».