Пенсионный советник

Водка без конкуренции

ФАС недовольна процедурой получения лицензий производителями и поставщиками алкогольной продукции

Екатерина Брызгалова 18.06.2012, 21:11
ФАС обвинила Росалкогольрегулирование в нарушении закона о конкуренции ИТАР-ТАСС
ФАС обвинила Росалкогольрегулирование в нарушении закона о конкуренции

Антимонопольная служба обвинила Росалкогольрегулирование в нарушении закона о конкуренции: неоправданные сложности при выдаче лицензий сократили число производителей алкоголя на 40%, а дистрибуторов — в два раза. Просто проверки проводились серьезно, а не формально, объясняют представители крупного алкогольного бизнеса.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что Росалкогольрегулирование (РАР) тормозило процесс выдачи новых лицензий производителям и дистрибуторам алкоголя в 2011 году. Это приводило к усилению экономической концентрации и ограничению конкуренции на рынке, говорится в докладе «О состоянии конкуренции».

По данным ФАС, в Росалкогольрегулирование за лицензиями обратились около 800 компаний, но смогли получить новые разрешения только около 400.

Количество производителей алкогольной продукции сократилось на 40%, а дистрибуторов — минимум в два раза. «На рынках алкогольной и спиртосодержащей продукции продолжаются процессы экономической концентрации», — говорится в докладе.

Участники рынка обращались в антимонопольное ведомство с жалобами на РАР, обвиняя службу в нарушении закона о конкуренции. В компаниях утверждали, что Росалкогольрегулирование препятствует получению или продлению лицензий.

Представитель РАР для комментариев в понедельник был недоступен.

Компании жаловались, что РАР предоставляло недостаточное количество времени для получения новых лицензий. Дистрибуторов ведомство обязало подавать документы на лицензии за 18 дней до истечения срока действия старой. Но возобновить поставки из-за рубежа можно только через 60 дней после продления.

В результате дистрибуторы были вынуждены приостанавливать работу. «Это приводило к ограничению конкуренции на товарных рынках с учетом наличия в этот период времени хозяйствующих субъектов с действующей лицензией, обладающих взаимозаменяемыми товарами», — говорится в докладе ФАС.

Также ФАС утверждает, что РАР брало на себя обязательства, которые находятся в компетенции других органов власти — МЧС, Роспотребнадзора и т. д.

Антимонопольное ведомство утверждает, что это «избыточное или невыполнимое требование, предъявляемое к лицензиату». К примеру, РАР требовало предоставить проектную документацию на здания производственного помещения или склада, но, если производитель или дистрибутор арендует здание, получить подобную документацию он может не всегда, в частности, если это магазин беспошлинной торговли, который арендует помещение у аэропорта.

Почти все предприятия Союза виноградарей и виноделов России понесли финансовые потери из-за процедуры получения новой лицензии, так как не смогли сделать это вовремя, считает президент отраслевого союза Леонид Попович.

«Предприятия простаивали от одного до нескольких месяцев, а некоторые бизнесмены приняли решение уйти с рынка», — говорит он.

Действия РАР могут привести к увеличению цен на алкогольную продукцию, но на фоне повышения стоимости акцизов эффект от сокращения конкуренции заметить сложно, считает Попович.

РАР не предъявляло избыточных требований, спорит председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. «Все крупные легальные производители и оптовики, серьезно подошедшие к вопросу получения новой лицензии, сумели ее получить. Никаких новых требований РАР не предъявляло, например, приказ, в котором содержатся требования к складам оптовиков, является просто сводом уже существующих нормативных актов, — говорит он. — Возможно, некоторые участники рынка были недовольны тем, что процедура не была формальной и их действительно проверяли».