Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Развлекательное приложение к ВВП

Доля интернет-экономики в ВВП России по итогам 2011 года составила 1,4—1,7% — 750—850 млрд рублей

Анастасия Матвеева 16.05.2012, 20:22
Вклад интернета в развитие российской экономики сокращается photosteve101/flickr.com (CC BY 2.0)
Вклад интернета в развитие российской экономики сокращается

Вклад интернета в развитие российской экономики сокращается. В 2011 году он составил 1,4—1,7%, подсчитала РАЭК. В 2010 показатель составлял 1,9%, в 2009-м — 2,1%. Эксперты объясняют это насыщением рынка и тем, что россияне используют интернет больше в развлекательных целях, чем экономических, объясняют эксперты.

Доля интернет-экономики в ВВП России по итогам 2011 года составила 1,4—1,7% — это 750—850 млрд рублей, говорится в докладе о развитии российской интернет-отрасли, подготовленном экспертами Российской ассоциации электронных коммуникаций.

Две трети этой суммы приходится на зрелые рынки — интернет-рекламу, веб-разработки, поисковую оптимизацию, электронную торговлю и платежи. Оставшуюся треть занимают «молодые сегменты», такие как мобильные приложения и облачные сервисы, социальные сети, Social media marketing, продажи цифрового контента, SaaS (использования бизнес-приложений в качестве интернет-сервисов).

За год рынок онлайн-рекламы вырос на 56% — до 42 млрд рублей, рынок веб-разработок достиг 11—12 млрд рублей — прирост составил 35%. Объем рынка поисковой оптимизации увеличился на 20—15%, до 9 млрд рублей. Оборот электронной торговли вырос на 30%, до 310 млрд рублей. По данным РАЭК, в интернете хотя бы раз за полгода покупки совершали 14 млн российских пользователей.

Наибольший рост продемонстрировал рынок социальных игр — за год он увеличился на 171%, его объем достиг около 7 млрд рублей.

По данным РАЭК, топ-5 разработчиков социгр по количеству установок возглавляет интернет-концерн Mail.ru, чьи игры загрузили 150,57 млн раз. За ним следуют компании Social Quantum (86,4 млн загрузок), APITech (79,1 млн загрузок), Smart Project (66 млн загрузок) и Plarium (61,2 млн загрузок).

Количество активных потребителей игр в России составляет 38 млн человек, которые тратят на онлайн- и мобильные игры 44 млн часов ежедневно.

Оценка не учитывает показатели рынков мобильных и стационарных операторов интернет-доступа, рынки телекома и связи, а также B2G-сегмент (отношения между бизнесом и государством). «Обороты этих рынков могут составить до 7—10 раз больше приведенной оценки», — отмечается в отчете.

Несмотря на рост интернет-экономики, ее доля в ВВП страны сокращается. По итогам 2010 года рынок интернета в России составил 835 млрд рублей — 1,9% от ВВП России, подсчитала ранее Boston Consulting Group (BCG), в 2009 году доля достигала 2,1% (570 млрд рублей). В 2010 году эксперты BCG поставили Россию на 18-е место среди стран G20. «Дело в том, что в России интернет — явление, наполненное экономикой меньше, чем в большинстве стран G20, и люди пользуются сетью больше в развлекательных и информационных целях. При высокой активности в интернете экономическая активность слишком мала», — объяснял глава московского офиса BCG Владислав Бутенко.

«От этого года тоже не стоит ждать чудес, — говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова. —

Большинство компаний на этот год дали скромные прогнозы по выручке и EBITDA». Это связано с постепенным насыщением рынка и тем, что рынок распределен между крупными игроками.

В текущем году показатель останется на уровне 2011 года с возможным смещением доли на 0,2 процентных пункта, считает Арутюнова. «Снижение может компенсироваться «LTE-манией» и ростом сектора мобильных приложений», — добавляет она.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что единых критериев для учета вклада интернета в экономику не существует: «Цифры могут отличаться в зависимости от методики подсчета. Говорить о динамике развития интернета можно по росту трафика, который растет на 35—45% в год. Но показатель не обязательно означает рост дохода компаний — он может оставаться на таком же уровне».

Аналитик «Финама» Леонид Делицын считает основным показателем рекламу в онлайне. «В последние годы к нему прибавилась электронная коммерция. Но рост интернет-рекламы отражает и рост экономики в целом, — говорит он. — В этом году ожидается рост этого сектора на 24%. Насколько же изменится доля интернет-экономики, зависит от роста объема российского ВВП». По его подсчетам, рынок интернета в России в 2012 году может составить 1,6—1,7%.