Дешевый русский инженер

Boeing подозревают в мошенничестве с визами для инженеров из России



Американский профсоюз подозревает Boeing в мошенничестве с использованием иностранной рабочей силы

Американский профсоюз подозревает Boeing в мошенничестве с использованием иностранной рабочей силы

boeing.com
Американский сенатор требует проверить законность поездок в США русских инженеров Boeing. Их зарплаты в три раза ниже, чем у американцев. Но они так часто ездят «учиться» в Сиэтл, что американский профсоюз подозревает Boeing в мошенничестве с использованием иностранной рабочей силы.

«Boeing стоит быть осторожнее, следуя букве закона при привлечении русских инженеров на работу в Эверетт», — пишет в пятницу в редакционной колонке издание Seattle Times.

В Эверетте (штат Вашингтон, США) расположено сборочное производство компании Boeing. В самом штате Вашингтон живет наибольшее в США количество инженеров на душу населения, а Boeing — градообразующее предприятие Сиэтла. И многие здесь начинают беспокоиться о слишком большом количестве высококлассных специалистов из России.

В конце апреля сенатор от штата Айова Чак Грассли обратился к госсекретарю Хиллари Клинтон и министру национальной безопасности Джанет Наполитано с официальным запросом об использовании корпорацией Boeing виз категории B-1 для инженеров из России.

Это гостевые визы для краткосрочных деловых поездок.

Основанием для письма стала публикация Seattle Times от 14 апреля этого года. Издание рассказало об инциденте, произошедшем еще осенью 2011 года.

В октябре 18 инженеров из России, сотрудников московского конструкторского Boeing Design Center, прибывших в Сиэтл в командировку от Boeing сроком на два-три месяца, были отправлены обратно в Москву таможенной и пограничной службой США.

Для некоторых из прибывших в той группе поездка в Сиэтл была седьмой за последние четыре года, утверждает издание. Для всех прибывших были оформлены визы категории B-1.

По официальной версии, они приехали в США для переобучения. «Это правда, но не вся», — заподозрили пограничники. По их мнению, в действительности инженеры из России приезжали в Сиэтл «для обучения без отрыва от производства», то есть фактически работали в США по гостевой визе. Seattle Times удалось ознакомиться с протоколами допросов граждан России: некоторые из них подтвердили, что «будут делать в США ту же работу для Boeing, что и в Москве».

После этого инцидента корпорация на некоторое время приостановил практику приглашения инженеров из московского центра. Но это была краткосрочная победа американского профсоюза инженеров авиационно-космической отрасли (SPEEA). В SPEEA давно недовольны дизайн-центром Boeing в России (открыт в 1998 году), где над продуктами корпорации работают около 1,5 тыс. сотрудников, получающих зарплаты не выше одной трети от ставки аналогичных специалистов в США.

Но еще больше профсоюз возмущают «партии русских инженеров, сменяющих друг друга в головном офисе Boeing».

В профсоюзе настаивают, что, если корпорация хочет привлекать российских сотрудников, им необходимо оформлять рабочую визу категории H1B. Иностранцы по такой визе могут работать в США сроком до шести лет, они платят налоги в американский бюджет, но и получают от работодателя те же деньги и льготы, что и аналогичные по квалификации сотрудники Boeing с американским гражданством. Наконец, Boeing должен доказать федеральным властям, что иностранные специалисты необходимы корпорации и не лишают рабочих мест американских инженеров.

Через несколько недель после октябрьского инцидента Boeing «вернулся к своей обычной практике», пишет Seattle Times. В декабре российские инженеры вновь стали прибывать в Сиэтл без каких-либо проблем с федеральными властями. По данным профсоюза, с декабря 2011 года по март 2012 года по приглашению Boeing в США побывали около 250 российских инженеров. «По крайней мере, это меньше, чем было раньше, — пишет газета. — В середине марта в Эверетте находились 75 инженеров, в то время как в сентябре прошлого года их было 190».

Сейчас сенатор Грассли предлагает министерству национальной безопасности провести проверку практики привлечения корпорацией Boeing российских работников.

Грассли напоминает, что в штате Алабама в прошлом году уже была подобная история с выдачей визы B-1 сотруднику индийской компании HCL Infosystems (сотрудничает с корпорацией Microsoft). «Возможно, в Boeing работает подобная же схема», — считает сенатор. Он предлагает проверить, сколько виз категории B-1 было выдано по запросу Boeing в течение последних пяти лет и сколько раз были в США те самые 18 инженеров, выдворенных в Россию в октябре 2011 года.

В Boeing отвергают все подозрения в мошенничестве с визами, настаивая, что визиты сотрудников московского дизайн-центра в США — необходимая часть международной работы корпорации.

Конструкторский центр Boeing в Москве принял участие в более чем 250 проектах корпорации, а с 2000 года — во всех программах компании «Boeing — Гражданские самолеты», включая Boeing 787 Dreamliner.

«30% чертежей самой большой носовой детали фюзеляжа сделаны российскими инженерами в конструкторском центре Boeing, большое количество элементов механизации крыла, треть пилона — балки, на которую крепится двигатель, мотогондолы», — рассказывал ранее президент компании Boeing по России и СНГ Сергей Кравченко. По оценкам Boeing, специалистами московского центра сделана примерно треть инженерных проектов по самолету Boeing 787; уровень участия в разработке других типов самолетов Boeing — от 30% до 40%.