Пенсионный советник

Билет в картель

ФАС подозревает «Донавиа», «Сибирь» и UTair в сговоре по билетам в Ростов-на-Дону

Алина Черноиванова 25.04.2012, 21:16
Авиакомпании обвиняются в установлении цен на авиаперелет между Москвой и Ростовом-на-Дону, ИТАР-ТАСС
Авиакомпании обвиняются в установлении цен на авиаперелет между Москвой и Ростовом-на-Дону,

Антимонопольная служба подозревает «Аэрофлот», «Донавиа», S7 и UTair в ценовом сговоре. Компании воспользовались банкротствами дискаунтеров Sky Express и «Авианова» и синхронно снизили продажи дешевых билетов на перелеты между Ростовом-на-Дону и Москвой, считают в ФАС. Максимальная санкция, если нарушения будут доказаны, — оборотный штраф.

Ростовское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудило дело в отношении «Аэрофлота», «Донавиа» (дочка «Аэрофлота»), S7 и UTair.

Компании подозревают в сговоре при установлении цен на авиаперелет между Москвой и Ростовом-на-Дону.

Поводом для проверки ценовой политики авиакомпаний стали жалобы пассажиров, которые обратили внимание на повышение цен на перелеты между Ростовом-на-Дону и Москвой с декабря 2011 года. Заявители сочли, что повышение цен связано со снижением уровня конкуренции на рынке из-за банкротства компаний-дискаунтеров «Авианова» и Sky Express.

В январе — сентябре 2011 года около 25% пассажиропотока приходилось на авиакомпании, прекратившие полеты с октября 2011 года, — «Авианова», Sky Express, «Континент».

Уход с рынка этих компаний привел к тому, что к февралю 2012 года более 90% рынка стало приходиться на три авиакомпании — «Донавиа», «Сибирь» и UTair, констатировали в ростовском УФАС.

Представители антимонопольного ведомства выяснили, что ни одна из авиакомпаний с октября 2011 года не поднимала цены на этом направлении. Но анализ динамики продаж билетов в разрезе каждого тарифа показал, что в ценовой политике каждой авиакомпании прошли значительные изменения.

«Доля продаваемых менее дорогих билетов (около 2000 рублей) снизилась более чем в два раза, — сообщили в ростовском УФАС. — При этом доля более дорогих билетов (около 4000 рублей) также увеличилась вдвое».

Изменения ценовых политик авиакомпании в период с октября 2011 года по февраль 2012 года «предприняли относительно синхронно и единообразно», добавили в управлении.

В антимонопольном ведомстве считают, что в этих действиях может прослеживаться ценовой сговор компаний. Окончательное решение о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства комиссия примет после завершения рассмотрения дела, добавили в управлении.

«Это простой с точки зрения авиакомпании ход — вычистить низкие тарифные классы, оставить средние и высокие, — говорит гендиректор Aviacassa.ru Максим Побережник. — Все авиакомпании делают так в высокий сезон и высокие даты — например, на Новый год, или на 1 Мая, или 31 августа, — когда точно знают, что самолет будет забит битком».

Модифицирование долей тарифных планов на рейсе — стандартная практика управления его доходностью, подтверждает директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг. Изменение долей проводится на протяжении всего периода продаж — вплоть до совершения рейса.

Но аналитик не считает, что исчезновение «Авиановы» и Sky Express привело к резкому удорожанию билетов на региональных маршрутах.

В ноябре 2011 года «Аэрофлот», наоборот, снизил цены на маршруте Москва — Сочи, перехватывая пассажиров, летавших «Авиановой» и Sky Express, напоминает Вайсберг. Тариф «Аэрофлота» экономкласс «Промо» с вылетом в ноябре упал с 2,5 тыс. до 1 тыс. руб., на рейсы с вылетом в декабре — до 250 рублей. Снижение доходов от бюджетных пассажиров компания компенсировала за счет роста тарифов бизнес-класса (в Сочи проходила 40-я генассамблея европейских олимпийских комитетов).

«Естественно, когда пропадают конкуренты, державшие 25% рынка, как в случае с ростовским направлением, у компаний пропала необходимость держать цены на низком уровне, — говорит Вайсберг. — Но если авиакомпании смогли повысить средний тариф на рейс, не потеряв заполняемости, значит, позволил спрос».

Разбирательство со стороны антимонопольного ведомства, по мнению экспертов, не приведет к существенным изменениям практики ценообразования. «На любом направлении, где летают два-три перевозчика, фактор сговора очень высок, — признает Побережник. — Но это рынок, и именно он регулирует отношения компаний: будет больше авиакомпаний — будет выше конкуренция».

Максимум, что грозит авиакомпаниям, если ФАС докажет нарушения, это «оборотный штраф — процент от выручки, которую получили, по мнению антимонопольного ведомства, компании в результате сговора», поясняет Вайсберг.

«Но даже если будет штраф, ни «Аэрофлот», ни ««Сибирь», ни UTair от этого не пострадают», — добавляет он.

В октябре 2011 года арбитражный суд Тюменской области подтвердил решение ФАС о сговоре компаний UTair и «Ямал» на маршруте Тюмень — Сочи. Разница между тарифами экономического класса этих компаний летом 2012 года составила всего 90 рублей. Картина наблюдалась в течение трех лет (2008—2010 годы), выявили в управлении ФАС по области. Обе компании были оштрафованы на 2,6 млн рублей.