Преувеличенно малая авиация

Французская GECI продает в Россию 300 легких самолетов; 17 уже зарезервированы

Алина Черноиванова 22.03.2012, 17:48
Продать в России 300 самолетов Skylander, по мнению экспертов, будет очень сложно flightglobal.com
Продать в России 300 самолетов Skylander, по мнению экспертов, будет очень сложно

До 300 легких самолетов Skylander французской группы GECI могут быть поставлены на российский рынок региональной авиации. Меморандумы по 17 машинам уже подписаны. Цена вопроса около $2 млрд. Но планы превышают потребности рынка, считает эксперт. Местные авиалинии не могут даже сформировать заказ, достаточный для рентабельного производства отечественным авиапромом.

Две российские региональные компании намерены приобрести легкие турбовинтовые самолеты Skylander SK-105 производства французской группы GECI. Об этом сообщил «Газете.Ru» Виктор Медведев, генеральный директор компании «Авиамост», партнера GECI в России.

«В начале марта мы заключили соглашения о намерениях с авиакомпаниями «Вертикаль-Т» на 10 самолетов и «Дельта-К» на 7 самолетов. Срок поставки — с 2014-го по 2018 год», — сказал Медведев.

Базовая цена машины сейчас $6,9 млн. В соглашениях она не прописана. Перевозчики будут заключать договоры покупки напрямую с GECI после того, как завершат переговоры с лизинговыми компаниями. «Ведем переговоры о лизинговых схемах с «ВТБ-лизинг» и другими», — уточнил Медведев.

«Вертикаль-Т» базируется в аэропорте Змеево (Тверь) и специализируется на вертолетных перевозках. Заместитель гендиректора компании Владимир Федоров отказался обсуждать планы по расширению авиапарка, пока не заключен договор. «Дельта-К» базируется в аэропорте Чульман (Нерюнгри, Республика Саха — Якутия). Сейчас в ее парке вертолеты Ми-8Т и самолеты Ан-2. Представители компании не были доступны для комментариев в четверг.

«Сейчас ведем переговоры с рядом других авиакомпаний, готовимся к поездке по регионам, — сообщил Виктор Медведев. — До конца апреля планируем заключить соглашения на 300 самолетов».

Skylander SK-105 — новая разработка. Самолет рассчитан на 19 пассажиров. Первая летная машина появится не раньше 2014 года.

Машиностроительная группа GECI, авиазавод которой расположен в Лотарингии, до подписания меморандума с российской компанией испытывала серьезные финансовые трудности. 21 марта группа объявила о внеочередном собрании акционеров по вопросу увеличения уставного капитала за счет выпуска новых акций. Цель — привлечение финансирования для реализации программы Skylander. После новостей о будущей сделке с российскими заказчиками акции GECI на бирже выросли в феврале почти на 40% — до 2,07 евро. Сейчас акции продаются по 2,45 евро.

Компания «Авиамост», созданная в 2009 году, до сих пор не была широко известна на авиарынке. Ее учредители — Виктор Медведев и Виктор Кононенко, до февраля 2012 года возглавлявший компанию Red Wings. Медведев возглавлял «Благовещенские авиалинии», в омском объединении «Полет» пытался наладить модернизацию Ан-2 (проект в итоге был закрыт за убыточностью), работал заместителем гендиректора корпорации «Витязь», которая также реализует проект создания регионального самолета (намерена построить в Ульяновске завод по сборочному производству турбовинтовых 19-местных DHC-6 Twin Otter Series 400 канадской компании Viking Air; председатель наблюдательного совета строительства завода по сборке самолетов — генерал Анатолий Квашнин).

«Авиамост» пока выступает как дистрибутор GECI, пояснил Медведев. Компания берет на себя организацию лизинга для российских авиакомпаний, сертификацию самолета в России, обучение летно-технического состава, техническое обслуживание и ремонт. Первые 40 машин GECI построит во Франции, но на них, возможно, будет установлена российская авионика и другие отечественные комплектующие, уточнил гендиректор «Авиамоста».

Поставки, как и внесение депозитов, идут поэтапно: в 2014 году ожидается поставка двух самолетов, в 2015-м — шести, в 2016-м — 18, в 2017-м — 28 самолетов, в 2018-м — 40 машин и далее по 48 машин в год.

У «Авиамоста» с GECI подписан меморандум о взаимопонимании на приобретение еще 260 самолетов (общих объем меморандума — почти $2 млрд), но российская компания ведет переговоры о строительстве машин в России по лицензии. По предварительной договоренности производство Skylander в Ульяновской портовой зоне может начаться уже в 2016 году. На подготовку и запуск производства «Авиамост» планирует затратить «максимум $50 млн». «После этого самолет станет дешевле на 15—20%», — пояснил Медведев.

Возобновление региональных авиаперевозок — один из самых проблемных транспортных вопросов в России. По данным Минпромторга, в реестре гражданских воздушных судов в середине 2011 года значилось почти 1700 легких многоцелевых самолетов вместимостью 3—19 пассажиров. Из них 1490 — это Ан-2. «В реальной эксплуатации находились только 578 самолетов (треть от общего числа), в том числе 490 самолетов Ан-2, — сообщили «Газете.Ru» в министерстве. — 82% парка самолетов старше 20 лет».

В конце прошлого года правительство поручило Минпромторгу, Минрегионразвития и Минтрансу сформировать консолидированный заказ на производство и поставку самолетов региональной авиации и самолетов местных воздушных авиалиний.

О проделанной работе ведомства должны доложить правительству до конца первого квартала 2012 года. Но, по данным источников «Газеты.Ru» в отрасли, работа еще не завершена.

В России были разработаны и выпускались серийно такие легкие самолеты, как М-101Т «Сокол», СМ-92Т «Финист», Ан-3Т, Ан-38, Ан-140 и другие, но из-за низкого спроса их производство нерентабельно. «Организация консолидированного заказа может частично оживить ситуацию, но возобновление производства самолетов требует значительных финансовых и временных затрат, — поясняют в Минпромторге. — В ближайшей перспективе выходом является модернизация существующей техники. Такие предложения существуют, прежде всего это касается самолета Ан-2, парк которых еще значителен».

Закупка небольшой партии иностранной техники может быть оправдана «в случае небольшого спроса, когда окупаемость новой разработки не может быть обеспечена», признают в Минпромторге.

Лизинговая компания «Ильюшин-финанс» проводила оценки рынка региональных перевозок, уточняя потребности в турбовинтовых самолетах разной размерности для коммерческой эксплуатации, напоминает главный редактор агентства «Авиапорт.Ru» Олег Пантелеев, и суммарная потребность рынка не превысила 100 бортов.

«Без консолидированного заказа, гарантированного бюджетом, промышленности сложно будет привлекать внебюджетные средства на разработку и запуск нового производства, — говорит эксперт. — Но потребности рынка региональной авиации в России сейчас не настолько велики, чтобы делать что-то новое для внутреннего рынка, без прицела на мировой рынок».

В Минтрансе к идее консолидированного заказа относятся скептически, говорит источник «Газеты.Ru» в ведомстве. «Заказать можно, освоить бюджетные деньги можно, но, когда российская промышленность построит новый самолет, большой вопрос», — пояснил он.

Правительство ввело льготные условия для покупки самолетов региональной авиации. Эксплуатанты, берущие в лизинг 5—20-местные самолеты, получают субсидию на 30% отпускной стоимости машины. Но она должна быть сертифицирована в России. Сейчас идут сертификационные испытания отечественного самолета «Рысачок» (до 14—16 пассажиров, цена — около $1,5 млн). Его будущие позиции на рынке эксперты оценивают как довольно высокие. В этом году в Россию прибудет первый Twin Otter канадской сборки (по цене примерно сопоставим с Skylander), в 2013-м ожидается сборка в России до семи таких машин. «Есть L-410, — говорит Пантелеев. — Эти машины уже приобрели для региональных полетов на Камчатке, производитель понимает, что самолет дороговат для российских авиакомпаний, и разрабатывает версию с удешевленным оборудованием». Планы GECI и «Авиамоста» по поставке на российский рынок 300 машин могут себя не оправдать, скептичен эксперт.