Демпинговый ожог

Рост турпотока из России за рубеж в 2011 году замедлился вдвое

Thinkstock/Fotobank.ru
Рост турпотока из России за рубеж в 2011 году замедлился вдвое. Политические и природные катаклизмы в самых популярных странах и медленное восстановление платежеспособного спроса заставили туроператоров идти на демпинг, чтобы удержать долю рынка. В этом году ценовые войны и банкротства туроператоров продолжатся, уверены представители бизнеса.

В 2011 году на отдых за границу выезжало 14 млн 495 тыс. российских граждан, на 15% больше, чем в 2010 году, сообщил во вторник Российский союз туриндустрии. Большинство из них — не по одному разу: за год было зафиксировано 43 млн 725 тыс. поездок из России — на 11% больше, чем годом ранее. Но, несмотря на положительную динамику, темпы роста турпотока замедлились по сравнению с 2010 годом более чем вдвое: тогда он увеличился на 32%.

Динамика спроса вернулась к среднему показателю за последние 5 лет, констатирует пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Но ожидания у туроператоров были совсем иные.

«В 2010 году была эйфория, операторы были уверены, что будет «продолжение банкета»: назаказывали невероятное количество перевозок, но в итоге пришлось демпинговать», — описывает несбывшиеся надежды Тюрина.

В итоге лишь 15% туров в 2011 году приносили прибыль, до 40% продавались ниже себестоимости, остальные были в ноль, подсчитал РСТ.

«Предлагались супердешевые туры в Грецию, Испанию, Таиланд, Вьетнам и даже в Доминикану. В эту райскую страну можно было купить тур дешевле себестоимости авиабилета — за $450—600», — говорит один из участников рынка.

Демпинг довел до банкротства компанию «Ланта-тур». В конце января оператор приостановил свою работу — было нечем платить отелям и авиакомпаниям. В результате тысячи туристов не смогли вернуться домой с зарубежных курортов.

«Зачастую бурный рост объемов туроператоров по массовым направлениям существенно превышает рост платежеспособного спроса и обеспечивается только ценовым демпингом туркомпаний, — объясняют происходящее на рынке в компании «Интурист». —

Кассовые разрывы могут покрываться только за счет привлечения кредитных средств, но если раньше банки готовы были кредитовать туристические компании под оборот, считая, что риски невелики, то теперь они стали более осторожны».

Часть туристических направлений в 2011 году резко теряли популярность. Уменьшилось количество российских туристов в Японии (–49,8%), Египте (–34%), Тунисе (–19,3%), Марокко (–75%), Иордании (–15,7%).

Падение турпотока в Японию объясняется аварией на АЭС «Фукусима», произошедшей в марте прошлго года.

«Египет и Тунис стали заложниками политических событий. А Марокко и Иордания нашими гражданами воспринимаются как страны с похожей взрывоопасной ситуацией, и поэтому турпоток туда тоже упал», — говорит Дмитрий Давыденко, председатель Клуба защиты туристов.

Лидерами по темпам роста в 2011 году стали Эстония (+118,3%), Норвегия (+100%), Швеция (+99,2%). «В эти страны из Санкт-Петербурга было открыто регулярное, по два раза в неделю, паромное сообщение, это положительно отразилось на турпотоке», — говорит Давыденко.

Значительно вырос турпоток также в Таиланд (+68%), Китай (+64%), Доминикану (+63%), Грецию (+58,4%), Испанию (+57%), Вьетнам (+51%), на Кубу (+50,8%), в ОАЭ (+37,5%), Финляндию (+28,6%), Италию (+26%).

Увеличившаяся потребность в поездках в Китай связана с деловой активностью, считает гендиректор «Санрайз-тур» Дмитрий Мазуров. «Для жителей Дальнего Востока и Сибири слетать в Китай все равно что для москвичей — в Египет или Турцию. Именно за счет жителей этих российских территорий Китай показал впечатляющий рост», — добавляет Давыденко.

Вьетнам выиграл за счет дешевизны отелей, неповторимой экзотики, а также благодаря тому, что Египет и Турция как варианты пляжного отдыха начали приедаться россиянам, отмечает Давыденко.

В топ-10 стран, наиболее популярных у российских туристов, остались Турция, Китай, Египет, Финляндия, Таиланд, Германия, Испания, Греция, Италия и ОАЭ. При этом Китай сместил Египет со второго места в списке самых популярных направлений.

«Но если до октября в Египте не случится ничего экстраординарного, то эта страна может снова занять второе место в рейтинге популярности. По крайней мере, продажи двух месяцев и формирование турпакетов на лето указывают на рост потока в этом направлении», — говорит Давыденко.

В целом текущий год для участников рынка будет жестким, прогнозируют эксперты. «В 2012 году, скорее всего, продолжатся ценовые войны, так как крупные туроператоры, специализирующиеся на пляжном отдыхе и «потерявшие» Египет, Тунис, Марокко, попробуют осваивать другие массовые направления», — считает Тюрина. Для туристов, не испугавшихся телерепортажей про выселение россиян из отелей после банкроства «Ланта-тур вояж», ценовые войны — это возможность отдохнуть дешево, говорят участники рынка. Но

есть опасения, что в этом году также не удастся избежать банкротств туроператоров, признают в РСТ. В том числе крупных. У больших игроков и большие долги перед банками, отмечает Тюрина.

«В зоне риска операторы типа обанкротившейся «Ланта-тур вояж» — операторы второго эшелона, не нишевые, специализирующиеся на массовом туризме, в частности, на пляжном отдыхе. Выбирая такого оператора, нужно быть предельно осторожным», — говорит Давыденко.

Участники рынка уверены, что в 2012 году будут испытывать давление со стороны законодателей. Сейчас ко второму чтению в Госдуие готовятся поправки в закон об основах турдеятельности. В частности, предлагается запретить агентам работать от собственного имени — только от лица туроператора. «Доверять продажу туров от своего имени операторы будут только при условии предоставления агентством депозита. Для микробизнеса, для 45-тысячной армии турагентств, это станет непосильным финансовым бременем, и десятки тысяч сотрудников турфирм лишатся работы», — прогнозирует Тюрина.

Тем не менее туристический рынок в этом году станет более стабильным благодаря прошлым банкротствам — «Капитал-тура» и «Ланта-тура», уверен Мазуров: «Из-за этих банкротств потребители стали более внимательно выбирать туруслуги, а сами туроператоры и турагенты поняли, что нельзя рисковать бесконечно, недопустимо, когда выручка по всем направлениям не покрывает банковских кредитов, взятых компанией».