Весь ЗИЛ — театр

Москва определила четыре концепции застройки ЗИЛа

Московское правительство выбрало четыре концепции застройки территории ЗИЛа. Финальное решение остается за мэром Сергеем Собяниным. Среди предложений архитекторов есть экзотические — построить театр в штамповочном цехе, разместить на заводе Международный финансовый центр и организовать систему каналов, по примеру Венеции, «для проветривания реки».

Московские власти выбрали четыре архитектурные концепции освоения территории Завода имени Лихачева — одна из них по итогам дополнительного конкурса будет представлена Сергею Собянину. «Это творческий конкурс. Концепция, победившая в нем, может стать основой для проекта, который будет представлен мэру», — пояснил заместитель мэра Москвы по экономическим вопросам Андрей Шаронов. Всего к участию приглашали 25 коллективов, откликнулись 18, из них отобрали четыре.

Площадь территории ЗИЛа составляет 300 гектаров, завод расположен в 5–6 км на юг от центра Москвы. ЗИЛ до сих пор производит грузовые автомобили и автобусы. До 1999 года производил лимузины для высших должностных лиц государства. Около 64% акций АМО ЗИЛ контролирует правительство Москвы. Сейчас ЗИЛ убыточен. «Нужно как можно быстрее начать реконструкцию территории, так как сейчас она затратна и неэффективна», — признает гендиректор завода Игорь Захаров. Долг завода перед городом достигает 15 млрд рублей.
Все предложенные концепции включают объекты разного назначения (жилье, офисы, производство, образование, культура, природа), предполагают модернизацию транспортной системы и сохранение производственной составляющей (предполагается, что там будут собирать микроавтобусы Fiat Ducato).

Проект «ЗИЛ Пионер», подготовленный берлинским бюро Uberbau GBR, составлен с учетом необходимости решения проблемы «концентричности» Москвы (6% территории центра города, 40% всех рабочих мест Москвы). Его авторы делают также акцент на изменение экологической ситуации (создание парков, бульвара и зеленых зон) и отсутствие общей с городом инфраструктуры. Эта проблема может быть решена за счет подключения транспортной системы к существующему железнодорожному кольцу и создания вторичной и третичной систем дорожной сети.

На территории ЗИЛа авторы предлагают сохранить ряд исторических зданий и создать зону микроцентров с застройкой высотностью от двух до 13 этажей разного назначения, построить торговый центр, здания для обслуживания общественной и культурной деятельности вдоль реки, организовать офисные и жилые пространства.

По мнению авторов, ЗИЛ в будущем должен стать центром развития новой Москвы, и таких центров должно быть три-четыре. «В будущем возможна связь с другими промзонами, которые могут быть соединены железной дорогой. Это даст ряд проектов — они помогут разгрузить центр за счет перераспределения активности», — говорит партнер Uberbau Али Саад.

Проект голландского архитектурного бюро Mecanoo Architecten «ЗИЛ как счетчик полюса Сколково» предлагает сохранение основного здания завода и создание «зеленого пояса» вокруг всей территории. Внутри паркового кольца по существующим осям застройки, будут размещены город мастеров (по подобию Сколково) и образовательный центр. Основной бульвар будет зеленой зоной – он будет связывать студенческий городок и парк. В парке будут оборудованы пешеходные и велосипедные дорожки. Площадь жилой застройки составит около 38 тысяч квадратных метров; на территории завода должны быть также отель, спортивные сооружения и музей автомобилей. Проект предусматривает строительство дополнительной станции метро, которая должна быть соединена с существующими, кольцевой дороги для связи между частями территории и моста на другую сторону реки.

Французское бюро Valode and Pistre предлагает сделать территорию ЗИЛа активной частью города, где должны быть жилье, офисы, культурные объекты, представлена сфера услуг и образовательные учреждения. Деятельность завода нужно сохранить и построить развязку, чтобы не останавливать производство на время прочего строительства и обеспечить независимое обслуживание частей территории. Для этого будет организована радиальная дорога с севера на юг и построены две станции на существующей железной дороге – при въезде на территорию и в ее центре.

Существующие станции метро должны быть связаны с новыми железнодорожными станциями. Территория по назначению будет разделена на историческую и функциональную, которые будут соединены между собой главным бульваром.

Вдоль него предполагается разместить международный финансовый центр.

Его предварительная площадь – 2,878 млн квадратных метров. В начале бульвара будет биржевой центр на 132 тысячи квадратных метров и музей ЗИЛа на 33 тысячи квадратных метров (на въезде). Жилая застройка составит 352 тысячи квадратных метров. На площади более 600 тысяч квадратных метров французские архитекторы предлагают разместить парк биомедицинских технологий.

«Если ЗИЛ уедет, штамповочный цех можно переделать в конгресс-холл или зал для театральных представлений, оставшуюся часть отдать парку биомедицинских технологий в масштабе большем, чем в Сколково», — рассказал партнер-учредитель Valode and Pistre Жан Пистр. Территорию можно отметить специально разработанным символом, считает Пистр.

Концепция российского бюро «Проект Меганом» предполагает выведение ТЭЦ с территории ЗИЛа и создание нового энергоблока. А также возрождение автомобильного бренда, в том числе за счет разработки инноваций в области транспорта, которые будут организованы на территории завода. Существующий бульвар нужно оставить и даже продлить пешеходным мостом, считают архитекторы. Водоохранную зону нужно сократить до 80 метров. На севере территории можно организовать систему каналов, по примеру Венеции. «для проветривания реки».

Набережные можно связать между собой в единую прогулочную зону. Офисы на территории ЗИЛа строить невозможно, так как они создают центр притяжения автомобилей. Их нужно заменить жильем: это будет выгодно городу, который сможет продать площади и таким образом покрыть инфраструктурные расходы на проект.

«Проект нельзя отдавать одному девелоперу. Нужно, чтобы возможность участвовать в нем была у многих, в том числе у обычных граждан, которые объединятся и построят дом, например», — говорит руководитель бюро Юрий Григорян.

По словам Шаронова, проект ЗИЛа разрабатывается по схеме подготовки концепции развития Московской агломерации: тогда был объявлен конкурс среди архитектурных бюро, по итогам выбрали 10 разработчиков, которые подготовят проект для финального отбора.
«В итоге на базе победившей концепции с учетом отдельных интересных аспектов остальных предложений будет сформирован план проекта», — говорит Шаронов.

Все концепции будут проанализированы с точки зрения инвестиционной привлекательности и общественной значимости. Участников предупредили, что при разработке проекта нужно учитывать «ряд вызовов». Среди них расширение Москвы (что предполагает в том числе смену локализации «города чиновников» – в черте города или за ней), транспортный аспект (загруженность дорог и метро), экология, создание международного финансового центра, миграционные процессы, концентрация городской жизни в центре и окружающая структура (монастыри, церкви).

По словам руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексея Комиссарова, наиболее интересны «смешанные концепции». Под это определение подходят предложения Mecanoo Architecten и «Проекта Меганом». «Хотелось бы, чтобы в городе было место притяжения, которое использовалось бы не только для бизнеса», — говорит Комиссаров.

Руководитель ЗИЛа Захаров говорит, что самой интересной будет концепция, которая обеспечит максимизацию стоимости земли с учетом интересов города.