Компания Luna, подконтрольная фонду TPG Capital и «ВТБ-Капиталу», может получить контроль над розничной сетью «Лента». Источники Reuters говорят, что Luna договорилась о выкупе акций «Ленты» у крупнейшего совладельца сети Августа Мейера.
Сеть гипермаркетов «Лента» объединяет 39 моллов в Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Омске. Всего она представлена в 20 городах России. Сеть входит в десятку крупнейших по выручке продовольственных ритейлеров в России.
Сделка поставит точку в одном из самых громких корпоративных конфликтов последних лет.
«Переговоры близки к завершению. Сроки оформления сделки могут плавать, но договоренность достигнута... У Мейера, скорее всего, останется небольшой пакет, менее 10%», — утверждает источник.
Мейер заявил агентству, что договор еще не подписан, но если это произойдет, то у него останется около 10% «Ленты». По словам инвестора, миноритарии и топ-менеджеры «Ленты» Дмитрий Костыгин и Сергей Ющенко также могут продать свои акции.
Костыгин надеется, что соглашение о сделке будет подписано через неделю. Но Мейер не так оптимистичен: «Это случится в ближайшие пару недель».
В апреле Мейер оценивал свой пакет в «Ленте» в $1,7 млрд. Сейчас он не комментирует сумму сделки. «Я скажу только, что это более чем полноценная цена. Для покупателей это способ заплатить за ошибки», — сказал он (цитата по Bloomberg). «ВТБ-Капитал» всегда работал над коммерческим разрешением акционерного конфликта», — сообщил Bloomberg руководитель управления прямых инвестиций и специальных проектов «ВТБ Капитала» Тим Демченко. Партнер-основатель TPG Capital Дэвид Бондерман на прошедшем Петербургском экономическом форуме от комментариев отказался.
Сейчас компания Августа Мейера Svoboda имеет 41% акций сети «Лента», второй крупный акционер — Luna (30,8%), у Европейского банка реконструкции и развития 11%.
Акционеры «Ленты» находятся в конфликте, который продолжается около года. В июле 2010 года генеральный директор «Ленты» Ян Дюннинг был уволен по инициативе Мейера. На пост генерального директора тот назначил Сергея Ющенко, с 2005 года входившего в совет директоров компании. Этим назначением остался недоволен фонд Luna Holding, интересы которого представлял Дюннинг. Офис «Ленты» не раз брали штурмом частные охранные предприятия. Подробно о корпоративном конфликте «Газета.Ru» писала в середине февраля 2011 года, когда ГУВД возбудило уголовное дело против Ющенко. После этого, по словам представителя Luna Владимира Мельникова, компания управлялась коллегиально. По мнению председателя «Ленты» Дмитрия Костыгина, конфликт нанес значительный ущерб бизнесу компании и создал угрозу для инвестиционного климата в Петербурге и России.
В начале марта компания Svoboda попыталась закончить эту войну и выставила официальную оферту на выкуп доли группы Luna в капитале компании, управляющей сетью гипермаркетов. Мейер предлагала $800,8 млн за долю Luna, «в семь раз больше», чем TPG и «ВТБ-Капитал» заплатили при входе в актив полтора года назад. Аналитики называли эту цену нормальной. Сумма сделки рассчитывалась из стоимости «Ленты» в $2,9 млрд. Компанию тогда оценивали исходя из коэффициента 11,6 показателя EBITDA, величина которого в этом году должна составить $250 млн. Долговая нагрузка «Ленты» составляет $300 млн.
По неофициальной информации, в выкупе акций Luna могла участвовать инвестиционная группа «Альфа», владеющая долями в сетях «Пятерочка», «Перекресток», «Остров» и «Карусель».
Luna отклонила оферту, но предложила противнику принять участие в аукционе, на котором одна из сторон сможет довести свою долю в компании до 100%. Стартовая цена «Ленты» в этом случае начиналась с $2 млрд.
Если договоренность о сделке c Luna будет достигнута, Мейер выйдет из совета директоров «Ленты», отзовет все судебные иски к TPG и «ВТБ-Капиталу» и станет «пассивным инвестором» в «Ленте».
Глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Лев Хасис говорит, что увеличение доли TPG и «ВТБ-Капитала» в «Ленте» – «хороший знак в целом для рынка, означающий, что корпоративный конфликт будет исчерпан». «Логично, что долю в «Ленте» купил не сторонний покупатель: это было практически невозможно, учитывая запутанную правовую основу акционерного капитала «Ленты», — подчеркнул он. Бизнес «Ленты» с учетом долга Хасис оценивает в $2–2,3 млрд.