Пенсионный советник

МиГ вылетел из индийского тендера

МиГ-35 выбыл из индийского тендера на закупку истребителей

Анастасия Матвеева, Екатерина Геращенко 28.04.2011, 21:19
РИА «Новости»

Россия и США выбыли из индийского тендера на поставку 126 истребителей. Один из крупнейших военных контрактов последних лет — на сумму от $10 млрд до $16 млрд — обеспечен европейским оборонным концернам. Индия меняет поставщиков: зависимость от России в секторе боевой авиации стала слишком очевидна, комментируют военные аналитики.

Российские «МиГи» выбыли из тендера на закупку истребителей для военно-воздушных сил Индии. 28 апреля Минобороны Индии официально проинформировало о промежуточных итогах тендера «Рособоронэкспорт» и корпорацию «МиГ», рассказал официальный представитель «Рособоронэкспорта» Вячеслав Давиденко.

«Рособоронэкспорт» и «Объединенная авиастроительная корпорация» считают, что принятое решение является исключительным правом выбора индийской стороны того или иного поставщика авиационной техники», — говорит Давиденко.

Директор департамента корпоративных коммуникаций «Объединенной авиастроительной корпорации» Константин Лантратов сообщил, что «ни ОАК, ни МиГ непосредственно в этом тендере не участвовали», отказавшись от дальнейших комментариев. В минобороны Индии не ответили на письменный запрос «Газеты.Ru».

Один из крупнейших тендеров на закупку многофункциональных истребителей Индия объявила в 2007 году – Индия планирует приобрести 126 самолетов. Сумма контракта превышает $10 млрд.

Аналитик Janes Рагул Беди говорит о возможном росте итоговой суммы тендера за счет увеличения объема закупок. «Сейчас объявлен тендер на 126 истребителей. Вероятно, объем увеличится до 200 самолетов. В этом случае сумма контракта возрастет до $14–16 млрд», — утверждает специалист.

Программа модернизации армии Индии предполагает выделение около $80 млрд в течение 10 лет. Сейчас 70% индийской военной авиации – это советские разработки и их модификации. Парк военно-воздушных сил насчитывает около 1500 самолетов. ВВС были во-многом ориентированы на российский оборонно-промышленный комплекс. Вместе с ОАК «Рособоронэкспорт» реализует около десяти программ с Индией по лицензионному производству истребителей Су-30МКИ, их подготовке к глубокой модернизации и оснащению российско-индийскими ракетами BrahMos, созданию перспективного многофункционального истребителя пятого поколения, а также реализуют проект многоцелевого транспортного самолета (МТА).

В последнем индийском тендере участвовали российские самолеты, самолет Gripen шведской компании SAAB, американские и европейские истребители.

Россия предлагала Индии истребитель Миг-35 поколения «4».

Кроме него на победу в тендере претендовали американские Lockheed Martin, которая предлагала F-16 и Boeing с F/A-18 – они также выбыли из конкурса.

Финалистами тендера выступили проект Typhoon компании Eurofighter (штаб-квартира в Германии) и Rafale французского концерна Dassault.

Тендерная документация предусматривает поставку 18 истребителей в Индию и производство остальных 108 самолетов по лицензии на мощностях предприятий Hindustan Aeronautical Limited в Бангалоре. «Предполагается передача технологий», — говорит Беди.

Многофункциональные истребители МиГ-35 созданы на базе корабельных самолетов МиГ-29К/КУБ. Самолет представлен в двух модификациях — одноместной МиГ-35 и двухместной МиГ-35Д. Впервые истребитель был представлен в 2007 году на авиасалоне «Аэро Индия». Производство МиГ-35 планируется развернуть в 2013–2014 годах на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде.

По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, победа МиГ в индийском тендере поставила бы Дели в зависимость от российского военно-промышленного комплекса. «В течение прошедших трех лет Россия законтрактовала в Индии большой объем других истребителей», — напоминает эксперт. Это контракты на поставку 230 истребителей Су-30МКИ (количество может вырасти до 310) и использование индийскими ВМС российских истребителей МиГ-29К: в ближайшие 10–15 лет модель останется основным палубным боевым самолетом горизонтального взлета. А также контракты на модернизацию МиГ-29 и разработку истребителя пятого поколения.

«Если бы по последнему тендеру было принято положительное решение, Индия оказалась бы зависимой от России в секторе военной авиации», — говорит Пухов.

Эксперт напоминает об «особенности менталитета индийцев». «Индия, в отличие от других стран, чувствует себя комфортно в гетерогенной среде – чем больше разных моделей самолетов в парке, тем лучше», — отмечает Пухов.

И МиГ-35, в отличие от Rafale и Eurofighter, не производится серийно, добавил аналитик.

МиГ сохраняет контракт на поставку корабельных самолетов МиГ-29 для ВМС Индии.

Минобороны и правительство России не прокомментировали решение индийских коллег. Реакция американских властей на выбытие из тендера Lockheed Martin и Boeing была более резкой.

После объявления решения индийского правительства подал в отставку посол США в Индии Тимоти Роймер.

В письме дипломата указано, что он уходит по «профессиональным и семейным обстоятельствам». Роймер подчеркивает, что официальный Вашингтон «глубоко разочарован» отказом Индии от контракта с Boeing или Lockheed Martin.