Реклама не дошла до выхода из кризиса

Рекламодатели в 2010 году увеличили бюджеты до 250 млрд рублей

Thinkstock/Fotobank.ru
Рекламодатели в 2010 году увеличили бюджеты до 250 млрд рублей. Больше 10% от общих рекламных сборов собрал интернет. Российский медиарынок выйдет на докризисный уровень в 2011 году, ждет АКАР.

В 2010 году рекламные бюджеты в России увеличились на 16%, до 250 млрд рублей, подсчитали эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).

Среди значимых сегментов медийного рынка самым быстрорастущим остается интернет, собравший около 11% от общего объема рекламы в российских медиа.

За год рекламодатели нарастили бюджеты на размещение рекламы в рунете на 40%, до 26,65 млрд рублей. По итогам кризисного 2009 года интернет вырос на 8%.

По усредненной оценке АКАР, объемы контекстной рекламы выросли на 46%, до 16,85 млрд рублей. Участники рынка разошлись в оценках темпов роста контекстного сектора — от 43% до 50% за год. Выручка «Яндекса» в 2010 году, по предварительным данным компании, увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 43%, до 12,5 млрд рублей. 88% в структуре выручки пришлось на контекстную рекламу.

Медийная реклама в сети росла в 2010 году на 28%, собрав в итоге 9,8 млрд рублей.

«Можно констатировать, что рост интернет-рекламы вообще и контекстной рекламы в особенности продолжился в 2010 году. Во многом такие потрясающие цифры вызваны отложенным спросом и, в понимании нашем, стагнацией в 2009 году», — оценил ситуацию на рынке гендиректор «Бегуна» Алексей Басов. Он связывает увеличение объемов рекламы в сети, выраженных в деньгах, не с ростом цен, а «с увеличением объема доступного для монетизации инвентаря».

Быстрее интернета в 2010 году рос только рынок рекламы в кинотеатрах — там сборы увеличились на 91%, до 900 млн рублей. Но на этот сектор приходится меньше 0,5% общего рекламного бюджета. Кинотеатры признают, что рост рынка ограничивает интернет.

«Наверное, рост в нашем сегменте был бы больше, если бы в интернете не было двух замечательных слов — «скачать» и «бесплатно», — посетовал директор по стратегии «Синема 360» Павел Шиловский.

Третьим по темпам роста стал рынок маркетинговых коммуникаций — реклама непосредственно в точках продаж. За год сектор вырос на 26%, до 65 млрд рублей (АКАР не включает сегмент в итоговую оценку объемов традиционного рекламного рынка, с учетом маркетинговых коммуникаций в 2010 году рекламные бюджеты достигли 315 млрд рублей, увеличившись на 18%).

Операторы наружной рекламы за год заработали 32,2 млрд рублей, на 18% больше, чем годом ранее (по итогам 2009 года было падение на 41%). Рост во многом объясняется провальными результатами 2009 года, признал глава «Эспар аналитик» Андрей Березкин. «Отставание от докризисного периода по-прежнему 30%. Докризисный уровень может быть достигнут только в 2012 году», — скептичен он.

Сборы телеканалов увеличились на 15%, до 130,7 млрд рублей (по итогам 2009 года было падение на 18%).

На телевидение пришлось 52,2% российского рекламного рынка без учета рекламы в точках продаж. Но в общем 315-миллиардном бюджете — только 41,4%.

Директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергей Веселов говорит, что телерынок «рос немного лучше, чем ожидалось». Антон Кудряшов, гендиректор «СТС медиа», в интервью «Газете.Ru» называл оценку темпов роста рекламы на ТВ в 2010 году на уровне 14—15%. «При этом рынок по-прежнему на 5—6% отстает от докризисного 2008 года», — заметил топ-менеджер. В 2011 году он ждет роста на уровне 20%.

Реклама на радио за год собрала 11,8 млрд рублей, оценили в АКАР, бюджеты выросли на 11% (в 2009 году обвалились на 36%). Региональные сборы росли быстрее — на 20%.

Расходы рекламодаталей на печатные СМИ в 2010 году увеличились на 7%, до 44,8 млрд рублей (в 2009 году рухнули на 43%).

Самый быстрый рост в секторе — в газетах: на 13%, до 9,7 млрд рублей. Журналы собрали 21,6 млрд рублей, на 7% больше, чем в прошлом году. Специализированные рекламных издания заработали 13,5 млрд рублей (рост на 2%).

По итогам докризисного 2008 года АКАР фиксировала доходы российских медиа от рекламы на уровне 296 млрд рублей. «Если мы сравним с тем, что было в предкризисном 2008 году, к сожалению, радоваться пока не приходится: быстрого, моментального выхода из кризиса за один-два года, как некоторые из нас надеялись, не получается», — комментирует результаты 2010 года Веселов из «Видео Интернешнл».