В аэропорты внесли ответственных

В Госдуму внесен закон об аэропортах

Петр Канаев 28.12.2010, 21:36
Кирилл Лебедев

На фоне коллапса в Домодедово и Шереметьево в Госдуму внесен законопроект об аэропортах. Базовый отраслевой документ разграничивает сферы ответственности управляющих компаний авиаузлов, перевозчиков и государства. К второму чтению в документе следует прописать права авиакомпаний и пассажиров, настаивают отраслевые эксперты.

Во вторник в Госдуму внесен законопроект об аэропортах. Документ регулирует работу авиационных узлов. Сейчас работа аэропортов строится на основе Воздушного кодекса, в котором в основном прописаны вопросы использования воздушного пространства. Правового акта, регламентирующего деятельность аэропортовых комплексов, нет. В пакете с законом об аэропортах вносятся поправки в Градостроительный и Административный кодексы.

В отрасли с 1990-х годов образовался правовой вакуум, констатирует глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, автор законопроекта.

«Нет ни базового отраслевого закона, ни соответствующих технических регламентов», — замечает депутат: деятельность в аэропортах практически не регламентирована.

В новом документе прописаны порядок размещения аэропортов, обеспечения инфраструктурой, механизмы управления аэропортами, в том числе госрегулирования, а также основные понятия — «аэропорт», «авиационная деятельность», «инфраструктура аэропорта».

В соответствии с документом аэропорты будут разделены на международные и специализирующиеся на внутренних перевозках федерального, регионального и местного значения соответственно. Также предполагается классификация аэропортов по объемам перевозок и поверхностям взлетно-посадочных полос.

Все аэропорты страны будут включены в соответствующий государственный реестр и сертифицированы.

В документе прописаны сферы ответственности управляющих компаний аэропортов, добавляет Шишкарев.

В частности, оператор аэропорта отвечает за «обеспечение постоянной готовности к приему и выпуску воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок» и «контроль за качеством услуг, предоставляемых на территории аэропорта».

Депутат уверен, что закрепление ответственности на уровне закона снизит риск внештатных ситуаций в аэропортах, подобных последнему коллапсу в Домодедово и Шереметьево.

«Сейчас операторы обвиняют авиакомпании и наоборот», — сетует Шишкарев, добавляя, что базовый отраслевой закон снимет вопрос распределения ответственности.

Виталий Бордунов, эксперт Международной организации гражданской авиации, критикует законопроект. «Документ укрепляет самостоятельность администрации аэропортов, — замечает он. — Интересы авиакомпаний и пассажиров не прописаны. Аэропорт сам по себе, пассажиры сами по себе».

В Домодедово и Шереметьево отказались комментировать внесенный законопроект до ознакомления с документом.

Шишкарев обещает доработать проект ко второму чтению. Он не исключает внесения поправок об уголовной ответственности должностных лиц аэропортов и авиакомпаний за нарушения прав пассажиров.

«В текущем виде у документа нулевые шансы на прохождение, — скептичен Бордунов. — Будут профильные обсуждения».