Бензин подмочил Таможенный союз

Казахстан хочет на полгода остановить экспорт нефтепродуктов и России, и Белоруссии

ИТАР-ТАСС
Таможенный союз ждет новое испытание на прочность. Казахстан предлагает запретить на полгода экспорт нефтепродуктов за пределы союза. Это поможет стабилизировать внутренний топливный рынок Казахстана, но России и Белоруссии запрет экспорта обойдется слишком дорого. Если партнеры по ТС откажутся поддержать казахов, это может привести к обострению отношений внутри союза.

Казахстан просит Россию и Белоруссию временно запретить экспорт нефтепродуктов. Сам он практикует это уже более года: в сентябре 2009 года республика запретила вывоз ГСМ до начала 2010 года, затем экспорт был возобновлен, но в конце мая опять прерван до начала ноября. Таким образом казахстанское правительство пытается стабилизировать внутренний рынок нефтепродуктов.

С 3 ноября 2010 года власти Казахстана приняли решение продлить запрет на экспорт еще на полгода.

Но с июля республика — член Таможенного союза и не может единолично ограничить свой экспорт: запрет должен распространяться на весь союз, его должны поддержать страны-партнеры.

Казахстан предлагает России и Белоруссии запретить на полгода экспорт керосина и газойлей (дизельное топливо), а также легких дистиллятов (это собственно автомобильные бензины), за исключением специальных бензинов и бытового печного топлива.

Больше всего такое ограничение ударит по интересам Белоруссии. «Из 22 млн тонн нефтепродуктов, которые производят белорусские предприятия ежегодно, около 60% (13 млн тонн) уходит на экспорт»,

— отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Андрей Полищук. России запрет тоже невыгоден. Если автомобильный бензин и авиационный керосин, произведенные в стране, потребляются преимущественно на внутреннем рынке, то большая часть произведенного прямогонного бензина (то есть бензина, нуждающегося в дополнительной переработке) идет на экспорт, отмечает эксперт центра исследования конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес» Михаил Турукалов.

Еще сложнее дело обстоит с дизельным топливом – внутренний рынок потребляет лишь половину объемов солярки, что производят российские НПЗ. «Безусловно, никто не будет прекращать на полгода экспорт нефтепродуктов. Это будет означать разрыв существующих контрактов, выплаты неустоек и т. д.

Кроме того, российские нефтяники недополучат доход», — говорит Полищук. Например, госкомпания «Роснефть» за второй и третий квартал на экспорте легких нефтепродуктов заработала около $3,86 млрд, говорит эксперт.

Скорее всего, Казахстану придется отменить свой запрет в соответствии с правилами Таможенного союза. Ведь только накануне главы стран-членов ТС пришли к взаимопониманию по поводу Единого экономического пространства.

«Такого рода выяснения отношений вполне можно назвать рутинными, аналогичные вещи случались и в Евросоюзе, когда интересы одной из сторон вступали в противоречие с интересами большинства, — отмечает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Как правило, все решается в рамках структуры». По мнению политолога, Казахстан вряд ли будет драматизировать ситуацию и не станет портить отношения с партнерами по Таможенному союзу: «Желание Казахстана оставаться членом ТС, продолжать сотрудничать с Россией и Белоруссией перевесит».