Триллионы подземелья

На строительство метро может быть потрачено 0, 5—1, 5 трлн рублей

ИТАР-ТАСС
На развитие метро московские власти хотят потратить 0,5—1,5 трлн рублей, сообщил мэр Сергей Собянин. А к строительству привлечь ведущие мировые компании. Вот только взять эти деньги пока неоткуда.

На строительство новых станций метро в Москве нужно 0,5—1,5 трлн рублей, сообщил мэр столицы Сергей Собянин на конференции «Конкуренция в России». Планы этого строительства при Собянине уже выросли в разы: до 2015 года предстоит проложить около 50 км новых путей. Руководитель Московского метрополитена Дмитрий Гаев ранее оценивал строительство километра подземных линий в сумму до 5 млрд руб.

В прошлом году в городском бюджете на строительство метро было выделено 24 млрд рублей, а из федерального бюджета поступил 1 млрд 919 млн рублей. В нынешнем году эти цифры не сильно изменились: из бюджета Москвы выделено 23,8 млрд руб., а из госбюджета ожидаются 3 млрд рублей. При этом в руководстве метрополитена настаивали, что для обеспечения нормального темпа строительства метро необходимо не менее 40 млрд рублей в год.

В следующем году столичные власти обещают увеличить финансирование метрополитена в полтора раза. Но эта сумма далека от названной Собяниным и вряд ли позволит приблизиться к выполнению его планов по возведению станций и прокладке новых линий.

Какие-то средства могут предоставить федеральные власти. Столичное правительство в бытность мэром Юрия Лужкова не раз обращались к ним с напоминанием, что в соответствии с распоряжением российского правительства от 12 октября 2000 года предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на строительство метро в размере до 20% общего объема технологически обоснованной потребности в средствах. Фактически же в последние годы из федерального бюджета выделялось гораздо меньше.

«До 99% финансирования на строительство давала Москва, — говорит главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай Шумаков. — Но мы надеемся, что с приходом Собянина ситуация изменится: часть финансирования возьмут на себя федеральные власти, и масштабы строительства существенно изменятся — раньше ведь строилось всего 2—3 км в год.

Проблема только, что у нас на следующий год нет задела для строителей, нет готовых проектов, прошедших экспертизу, но мы справимся».

Найти средства можно и за счет кредитов, займов на внешних рынках, полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Что касается частных инвесторов, строительство путей их вряд ли заинтересует, взять хотя был пример со станцией «Мякинино»: «Крокус-сити», заинтересованный в переносе станции поближе к «Крокусу», вложил в строительство от 550 до 650 млн руб.,

приводит пример эксперт.

Можно получить часть средств и за счет грядущего размещения акций ОАО «Московский метрострой», который является генподрядчиком строительства Московского метрополитена.
Главные претенденты на покупку «Мосметростроя» — компании, связанные с председателем совета директоров «Мосметростроя» Владимиром Коганом, а также «Инфраструктурой» Валерия Абрамсона, партнера Романа Абрамовича, полагают эксперты.

Ранее рассматривались и другие варианты привлечения средств, напоминает экономист Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов: «В основном это создание полноценных рекламных площадок, размещение розничных точек продаж как на станциях, так и рядом с ними, включая продажу финансовых услуг.

Нынешние станции не позволяют развернуть новую модель привлечения средств, но инфраструктура новых станций, скорее всего, будет создаваться в том числе и для рекламы, и для розничной торговли».

Определенные надежды связаны и с повышением тарифов, добавляет эксперт, но в предвыборный год резкого повышения тарифов не будет.

К строительству подземки Собянин считает необходимым привлекать крупные иностранные компании. «Я прошу, чтобы на этой поляне (метростроения) работали не только две-три доморощенные компании, а чтобы был объявлен международный конкурс по привлечению международных крупнейших организаций, которые специализируются в этой области», — заявил мэр на оперативном совещании правительства Москвы в пятницу.

Кроме того, отметил Собянин, подрядные организации, которые строят столичную подземку, должны иметь высокую производительность труда, а для этого — самую современную технику. «Если производительность ниже рынка в два-три раза, то такой подрядчик на конкурсе победить не должен либо он должен обновить технику, ресурсы», — сказал мэр. По его словам, на конкурсы должны выставляться крупные лоты по метростроению, чтобы подрядчик «имел возможность видеть перспективу на несколько лет вперед и окупаемость той техники, которую он приобретает».