Зачем в Россию пригласили Кука

Компания Thomas Cook пришла в Россию

,
27828336@N00/flickr.com (CC BY 2.0)
Корпорация Thomas Cook и «Интурист» создают совместное предприятие в России. Переговоры между компаниями длились несколько лет. Объединение легендарных брендов не изменит цены на российском туристическом рынке, убеждены менеджеры туроператоров-конкурентов: на фоне проблем «Капитал тура» демпинг исключен.

Транснациональная туристическая корпорация Thomas Cook и подконтрольная АФК «Система» компания «Интурист» объявили о создании совместного предприятия. Все документы были подписаны в четверг, спустя год после того, как на лондонской выставке World Travel Market представители компаний подписали предварительное соглашение.

«Россия с населением 142 млн человек является для Thomas Cook ключевой целью для экспансии на туристический рынок с постоянно возрастающим спросом на пляжный и семейный отдых на различных курортах мира», — объясняют в корпорации. «Создание совместного предприятия является очередным шагом в нашей стратегии по вхождению в топ-10 компаний на европейском туристическом рынке», — добавил президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов, обещая, что компания сосредоточится на увеличении объемов бизнеса в России и странах СНГ.

50,1% долей нового предприятия будет принадлежать Thomas Cook, 49,9% — «Интуристу». Западные партнеры инвестируют в российский проект денежные средства и собственные акции. За 50,1% акций компании Thomas Cook заплатит $45 млн, из них $10 млн деньгами, остальное - собственными акциями. Если по итогам 2012 года EBITDA новой компании будет ниже $15 млн, Thomas Cook сможет вернуть до $15 млн от суммы сделки - либо деньгами, либо акциями СП.

Также Thomas Cook поделится с российскими коллегами «продуктовыми, технологическими и финансовыми ноу-хау». Западная компания получит опцион — возможность выкупить долю «Интуриста» в СП в течение пяти лет. В свою очередь, «Интурист» передаст совместному предприятию весь туроператорский бизнес, а также розничную сеть из 143 агентств. Гостиничный бизнес «Интуриста» (управление 13 отелями в России и за рубежом) в сделку не войдет.

Первый вице-президент Ассоциация туроператоров России Владимир Канторович считает, что приход Thomas Cook не изменит российский туристический рынок. Он напоминает, что несколько лет назад TUI Travel, главный конкурент Thomas Cook, создал с российской компанией S-Group Capital Management совместное предприятие для ведения турбизнеса в России и СНГ. «И ничего не поменялось», — считает он.

С приходом Thomas Cook цены, по его мнению, тоже не изменятся. «Они могут демпинговать. Но вряд ли это реально. Наоборот, у них достаточно жесткие правила», — убежден Канторович. «Пока никто из тех, кто продался западным копаниям, демпингом не отличился. Они стараются конкурировать качеством. Конкуренция демпингом — это история «Капитал тура». Классический пример», — замечает представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина .

В «Интуристе» не комментируют ценовую политику. В ближайшем будущем компанию ожидают кадровые перестановки. Предполагается, что менеджерская команда российской компании будет усилена представителями Thomas Cook. В частности, менеджмент СП будет подотчетен Томасу Дюрингу, исполнительному директору Thomas Cook в Западном/Восточном регионе. Совет директоров СП возглавит исполнительный директор Thomas Cook France Дэни Ватье.

«Thomas Cook и «Интурист» — это сильные туристические бренды с долгой историей, прекрасно взаимодополняющие друг друга, — заявляет генеральный директор Thomas Cook Мэнни Фонтенла-Новоа. — Наши совместные усилия будут сосредоточены на завоевании лидирующих позиций за счет укрепления объединенной туроператорской работы, использования знания местного рынка специалистами «Интуриста» и масштабов деятельности Thomas Cook на ключевых туристических направлениях, что позволит увеличить объем продаж».

«Интурист — это безусловный бренд, но как туроператор он ни на одном туристическом направлении тона не задает — ни на въездном, ни на выездном», — скептична Ирина Тюрина. По ее словам, у компании сильны позиции на рынке въездного туризма, «но более молодые игроки их постепенно теснят». «Интурист — скорее, легенда», — резюмирует она.

Западным партнерам «Интуриста» предстоит перенастройка на российские стандарты, убежден Кантарович. На российском рынке дороже кредиты, велики риски и маржа мала, перечисляет он.