«Ту» в сторону

ОАК хочет свернуть производства самолетов легендарной марки «Туполев»

infoavia.ru
ОАК может свернуть программу строительства самолетов «Ту». Самолет Ту-204СМ, который временно, до появления перспективного МС-21, мог бы закрыть нишу среднемагистральных самолетов, до сих пор не сертифицирован и получается слишком дорогим.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров не исключает, что программа строительства самолетов марки «Ту» может быть свернута. Он обмолвился об этом мимоходом, отвечая на вопрос о планируемом IPO лизинговой компании «Ильюшин-Финанс», которая сейчас занимается продвижением самолетов марки «Ту». «Перед выходом на публичное размещение ИФК нужно определиться с программой по самолетам «Ту», которая занимает большой портфель их заказов», — отметил Федоров.

«Если ОАК примет решение о сворачивании программы производства Ту-204, то и мы, соответственно, будем корректировать планы развития нашей компании, в том числе и по выходу на IPO», — признался «Газете.Ru» пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий.

Легендарные самолеты Ту-134 и Ту-154 уже не выпускаются — они морально устарели. А вот под программу самолета Ту-204СМ несколько лет назад было выделено 5 млрд рублей. Этот самолет — модернизированная версия Ту-204 — должен был временно, до появления перспективного МС-21, заполнить нишу среднемагистральных самолетов и конкурировать с популярным А320.

«Но, куда делись выделенные на этот проект миллиарды, не очень понятно, сертификация самолета должна была состояться в этом году, но ее уже отложили»,

— говорит источник «Газеты.Ru» в отрасли. Создание ОАК повлекло за собой пертурбации в КБ «Туполева» и «Ильюшина», по сути, КБ расформированы, и на разработку того же Ту-204СМ людских ресурсов нет, говорит источник «Газеты.Ru». «В ОАК хорошо получается рисовать каждый раз новые стратегии на самолеты, которых нет, и выбивать деньги под них. Но количество производимых самолетов на главной авиастроительной площадке страны — ульяновском «Авиастар-СП» — не растет», — говорит источник. Сейчас на стапелях «Авиастара» пять Ту-204СМ в разных стадиях готовности.

На самом заводе уже поговаривают о закрытии предприятия. «Вопрос теперь в том, что будет делать ульяновский завод «Авиастар-СП», видимо, его придется закрыть. Основная программа этого завода как раз была заточена под модель Ту-204СМ», — объясняет собеседник «Газеты.Ru».

«Программа Ту-204СМ действительно находится в угрожающем состоянии», — говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его словам,

в результате внешнеполитических решений для этой программы закрылся иранский рынок. «Прослеживается четкая корреляция: мы прекратили поставки С-300 в Иран, иранцы прекратили программу по закупкам Ту-204СМ»,

— говорит Макиенко. Программу «Ту» могли бы спасти отечественные авиакомпании. 15 таких самолетов, например, собирался купить «Аталант-Союз». Совсем недавно заявление о возможной покупке 40 самолетов Ту-204СМ сделал владелец авиакомпании Red Wings Александр Лебедев. Хотя планы последнего относятся, скорее, к пиару, говорит Макиенко.

Программа Ту-204СМ попала в замкнутый круг: заказов на в целом удачный самолет, но не серийный и дорогой, набрать было довольно сложно, а снизить цену на комплектующие поставщики готовы только при наличии крупного заказа,

говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев. Самолеты нужны авиакомпаниям по цене 730—750 млн рублей. Но пока ОАК не удалось снизить стоимость производства и добиться скидок от поставщиков. И ОАК их может построить заметно дороже. «Не договорятся по цене — не будет самолета. Договорятся — будет», — заключает Пантелеев.