Туризм по полной программе

Правительством утверждена федеральная целевая программа по туризму сроком до 2016 года.

Игорь Бахарев 26.07.2010, 20:05
ИТАР-ТАСС

До 2016 года на развитие туризма Россия потратит 332 млрд рублей, из которых треть предоставит государство, а остальное частные инвесторы. Будут построены новые курорты, улучшена инфраструктура. Соответствующую концепцию ФЦП утвердило правительство. Впрочем, одними денежными вливаниями туристов в Россию не привлечешь, уверены эксперты.

Правительство утвердило концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011–2016 годы», соответствующее распоряжение опубликовано на сайте правительства. Отвечать за реализацию ФЦП будут Министерство спорта, туризма и молодежной политики (государственный заказчик-координатор), Министерство регионального развития, Федеральное агентство по туризму.

Общий объем финансирования программы составляет 332 млрд рублей, из которых федеральный бюджет выделит 96 млрд рублей (его доля составит 28,9%), региональные бюджеты — 25 млрд рублей (7,5%).

Финансирование же основной части программы правительство собирается вести за счет внебюджетных средств. Как полагают авторы концепции, реализация её в соответствии со сценарием, «предполагающим использование преимуществ кластерного подхода», позволит на каждый рубль из федерального бюджета привлечь порядка 2,2 рублей внебюджетных инвестиций. Всего же власти хотят привлечь 211 млрд рублей частных инвестиций. Для активизации их привлечения авторы концепции ФЦП предлагают использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских банках в объекты туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.

Уже к 15 сентября этого года проект ФЦП будет направлен в Минэкономразвития для последующего утверждения правительством. Программа должна стать важным инструментом и правовой базой государственной поддержки туризма, уверены в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики. «Реализация программы позволит создать в России конкурентоспособный рынок качественных туристских услуг. Теперь мы сможем создать систему полноценного отдыха для российских граждан и иностранных туристов. Получат развитие наиболее перспективные туристские кластеры, увеличится общий туристский поток до 68 млн человек, объем платных туристских услуг и услуг гостиниц возрастет почти до одного миллиарда рублей», — приводятся слова министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко в сообщении на сайте ведомства.

Туристско-рекреационный потенциал России, уверены чиновники, огромен. «Мы занимаем пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия.

По оценке Всемирной туристской организации, наша страна может принимать до 40 млн туристов, но в настоящее время принимаем всего 2 млн иностранцев в год и находимся на 122-м месте по эффективности работы туристской отрасли»,

— приводятся данные в концепции ФЦП. Программа позволит к 2016 году в семь раз увеличить число иностранных туристов, в 1,4 раза — объем внутреннего туристского потока, в 4,4 раза — объем платных туристских услуг, оказываемых населению, почти в 4 раза — объем платных услуг гостиниц, в 1,4 раза — численность работников, занятых в туристской индустрии. Всё это произойдёт за счет создания новых туристских объектов, маршрутов и брендов. «Создание современного туристского комплекса на Азовском побережье позволит более чем 400 тысячам россиян, отдыхающим в странах Черноморского и Средиземноморского бассейна, комфортно отдыхать на родине», — приводит пример Мутко.

Ключевой проблемой российского туризма, которую надо решать в программе, является нехватка современного гостиничного фонда.

Особенно остро ощущается она в среднем и низком ценовом сегменте. «В этой сфере необходимо не столько государственное финансирование, сколько стимулирование частных инвестиций. Тут идея государственно-частного партнерства выглядит довольно перспективной», — объясняет партнер BDO в России Елена Хромова. Пока же сложно говорить о развитии внутреннего туризма, ведь людям просто негде остановиться, а дорогие гостиницы им не потянуть. По словам генерального директора Contour Components Владимира Некрасова, особенно бьет по туристам, желающим приехать в Москву, отсутствие гостиниц 3–4 звезды: «То, что есть, как правило, непохоже на европейское: персонал просто не понимает, что от него требуется. Привычные для туристов стандарты не соблюдаются», — добавляет эксперт.

Властям необходимо наладить инженерную и транспортную инфраструктуру в туристских зонах. «Во всех европейских столицах город можно посмотреть на обзорных автобусах. Везде туристов возят на туристических автобусах. В Москве даже на автомобиле по городу проехать нельзя. Как можно посмотреть достопримечательности? Никак», — говорит Некрасов. Необходимо повышать и качество обслуживания. Ведь «еще одной существенной проблемой российского туризма является дефицит подготовленных кадров, особенно в глубинке», — рассказывает Хромова. Это также серьезно тормозит поток внутреннего туризма, ведь «при сопоставимых с зарубежными направлениями ценах сервис на наших курортах продолжает оставаться притчей во языцех».

По словам Хромовой, необходимо потратить деньги и на продвижение наиболее привлекательных регионов на внешнем и внутреннем рынках. Ведь

«средства, выделяемые государством в настоящее время на рекламные цели, несопоставимо ниже аналогичных вложений других стран.

Если затраты каждого из наиболее популярных у наших туристов государств исчисляются миллионами евро только для российского рынка, то Россия, в свою очередь, потратила лишь около 4 млрд евро в 2009 году на продвижение по всему миру», — рассказывает Хромова.

Впрочем, одними денежными вливаниями внутренний, а особенно въездной туристический бизнес не поднять, уверены эксперты. Есть фундаментальные проблемы, которые мешают миллионам иностранцев посетить Россию. Прежде всего иностранцы сталкиваются с получением визы. «Это очень сложная, долгая и изначально коррупционная задача. Самый простой способ – заключить договор с отечественной туристической фирмой, которая оформит подставную гостиницу, в которой вы не остановитесь, и так далее», — объясняет Некрасов. При этом цена услуг такой фирмы будет неадекватной. Второй барьер для иностранного туризма в России – русский язык. В России на английском практически нет никаких указателей на улицах, в транспорте, на дорогах, меню в ресторанах. «Без поводыря иностранец в России просто слеп и глух», — продолжает Некрасов. Наконец, бытовые условия для иностранного туриста зачастую ужасны. Нет туалетов, нет такси. «То, что мы считаем такси, – это полубандитские группировки, которые, как цыгане на ярмарке, хватают вас за рукава уже в аэропорту. Фактически таксомоторный сервис нужно организовывать с нуля», — считает эксперт. Кроме того, в нашей стране нет полиции — в понимании этого слова иностранными туристами. «Наша милиция абсолютно не соответствует стандартам. Милиционеры не только не говорят на иностранных языках, но и не защищают. Я слышал от иностранцев совершенно отвратительные истории о том, как милиционеры занимаются мошенничеством и вымогают деньги у иностранцев. А безопасность – для европейцев приоритет номер один», — заключает Некрасов, добавляя, что, пока все эти проблемы не будут решены, говорить о массовом привлечении в нашу страну туристов преждевременно.