Жара снижает градус

Выигрывшие и проигравшие от жары

, ,
ИТАР-ТАСС
От аномальной летней жары в выигрыше оказались производители воды, пива, кваса и мороженого. Зато водки стали потреблять меньше. Ресторанам в зной граждане предпочитают пикники на природе.

Затянувшаяся жара в столице оказалась на руку производителям кваса, воды и прохладительных напитков. Летний сезон и так традиционно является пиковым и благополучным для этих сегментов, а небывалый зной только добавил им популярности.

«Объемы реализации кваса компании «Очаково» увеличились по итогам первого полугодия 2010 года на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — рассказывают в «Очаково». В этом году они составили около 14,4 млн декалитров, а за аналогичный период прошлого года — 11,3 млн декалитров. Только за первые две недели июля текущего года было реализовано около 3 млн декалитров кваса, что в 2,5 раза больше, чем в 2009 году, добавляют в компании. По сравнению с июнем текущего года продажи кваса в июле выросли в 2 раза.

Почти вдвое увеличились продажи бутилированной питьевой воды. Так, по данным ИДС «Боржоми», продажи «Святого источника» выросли на 80 процентов, а «Эдельвейса» — на 50 процентов. По сравнению с прошлым годом на 15 процентов вырос спрос на мороженое, сообщает пресс-служба «Баскин Роббинс».

Выросло и употребление пива. Хотя, по данным Росстата, в июне производство пива упало на 5,6 процента в годовом выражении и на 2,5 процента к маю, составив 104 миллиона декалитров. Союз российских пивоваров объяснил падение производства трехкратным повышением акцизов на пиво с начала года и снизившейся покупательной способностью населения, а также наращиванием складских запасов. «Производство пива показывало отрицательную динамику с начала года в результате резкого роста акцизов. В целом за полугодие падение производства пива составило 9,9 процента...Однако стабильно жаркая погода позволила сократить темпы снижения производства в пивоваренной отрасли», – сообщила Рейтер менеджер по внешним коммуникациям Союза пивоваров Юлия Храмайкова. «Кроме того, в два раза возросло производство нелегального пива. В итоге объем производства по итогам января — июля уже вышел на уровень 2009 года», — комментирует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Зато крепкие алкогольные напитки в жару не пользуются таким успехом: потребление крепкого алкоголя упало на 10—15%.

Что касается потребления вина, то оно осталось на прежнем уровне. «В дальнейшем ввиду того, что обещают жаркий август, можно предположить, что объемы употребления пива превзойдут уровень 2009 года (около 10,5 млрд литров). Что касается крепкого алкоголя, то, как показывает практика, его употребление в сентябре — ноябре восстановится после летнего падения», — прогнозирует Дробиз.

Более высокие температуры не только увеличивают продажи компаний, работающих в этом секторе, но и позволяют им устанавливать более высокие цены, тем самым повысив показатели рентабельности. Хотя и на обороте они зарабатывают очень неплохо, отмечает Татьяна Бобровская из «Брокеркредитсервиса». Цены на безалкогольную и слабоалкогольную продукцию выросли на 10—15% в период жары, соглашается Дробиз.

Правда, по словам Бобровской, повышение цен зависит от сегментов: например, в секторе газированных напитков конкуренция между брендами не дает такой возможности. Если сильнейшие и крупнейшие игроки еще как-то могут играть ценой, то мелкие компании этого не делают, поскольку боятся потерять потребителя. Что касается мороженого, то традиционно с учетом роста спроса они могут повышать цены.

Рестораны и кафе, даже кондиционированные, в летний зной особым спросом у россиян не пользуются. В рестораны посетители в жару ходят меньше — они предпочитают выезжать на дачи, организовывать пикники или оставаться дома, сожалеет ресторатор Андрей Деллос.

При этом с удвоенной силой начинают работать террасы. Это парадокс человеческой психологии, потому что при такой жаре на террасе в два-три раза жарче, чем в кондиционированном помещении, рассказывает Деллос.

По его словам, профессиональные рестораны подготавливаются к летнему жаркому сезону и разрабатывают специальные меню, в которые входят холодные супы и легкие блюда. В ресторанах те же тенденции, что и в торговле: повышается потребление прохладительных напитков, сокращается потребление крепких спиртных напитков. Кстати, в России в отличие от Запада даже в жару посетители предпочитают пить чай и кофе. Что касается сладкого, то популярны легкие десерты, прежде всего это шербеты и мороженое. Пирожные с кремом (эклеры) перестают пользоваться спросом.