Европа считает пыльные деньги

Авиакомпании продолжают терять примерно по $200 млн в сутки

Андрей Ковалевский 19.04.2010, 18:05
Reuters

Авиакомпании продолжают терять примерно по $200 млн в сутки. Некоторые европейские перевозчики уже обратились к властям за компенсацией и, скорее всего, ее получат. Масштабы проблемы в России не такие серьезные, говорят в Минтрансе. И платить компенсацию российским перевозчикам вряд ли будут.

В небе над Европой сегодня будут осуществлены 8-9 тысяч рейсов из положенных по расписанию 28 тысяч, то есть не более 30%, сообщает европейское агентство по безопасности воздушной навигации – Eurocontrol. Все маршруты будут проложены в воздушном пространстве государств Южной Европы. По данным Eurocontrol, в настоящее время гражданские самолеты не обслуживаются на большей части воздушного пространства Европы. «Это включает Бельгию, Чехию, Данию, Эстонию, Финляндию, часть Франции, Германию, Венгрию, Ирландию, Голландию, север Италии, Польшу, Румынию, Словению, Швейцарию, часть Украины и Великобритании», — отмечается в пресс-релизе.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) резко критикует действия европейских правительств после извержения исландского вулкана, которое привело к длительному блокированию воздушного пространства Европы.

«Кризис длится уже достаточно долго, чтобы мы могли выразить свое недовольство тем, как правительства пытаются с ним справиться: без оценки риска, без консультаций, без координации и единого руководства, — заявил глава IATA Джованни Бизиньяни. — Невероятно, что транспортным министрам Европы понадобилось пять дней, чтобы организовать телеконференцию».

Европейские авиакомпании вовсю подсчитывают убытки. В частности, убытки крупнейшего британского авиаперевозчика British Airways от отмены большинства рейсов компании составляют 15–20 млн фунтов стерлингов в сутки. Практически все рейсы BA отменены с 15 апреля. Таким образом, на данный момент компания могла потерять до 100 млн фунтов. В эту сумму входят недополученная выручка и стоимость мер помощи пассажирам, застрявшим в европейских аэропортах, говорится в сообщении BA.

Европейские авиакомпании заявляют, что извержение вулкана – «беспрецедентная ситуация». Некоторые из них уже обратились к ЕС и национальным правительствам за финансовой компенсацией. И, скорее всего, они ее получат. По крайней мере, раньше после частичного закрытия авиапространства компенсации выплачивались. Еврокомиссар по вопросам транспорта Сийм Каллас уже заявил в понедельник, что

ЕС готов предоставить экстренную помощь авиакомпаниям, которые терпят многомиллионные убытки из-за прекращения полетов.

По его словам, для этого правительства ЕС должны представить Еврокомиссии свои планы помощи авиакомпаниям. После этого Еврокомиссия сможет дать заключение об их соответствии европейским нормам по конкуренции с поправкой на беспрецедентный характер кризиса.

Не так серьезно, но тоже существенно страдают и неевропейские авиакомпании. Например, австралийской Qantas ограничение полетов обходится в $1,4 млн в сутки. Расходы Qantas идут на помощь пассажирам, в том числе их расселение по гостиницам. Руководство таиландского авиаперевозчика Thai Airways International заявило, что ее чистый убыток составляет $3,1 млн в сутки.

Российские перевозчики об убытках пока не говорят. Но очевидно, что речь идет о миллионах долларов ежедневно. Достаточно посмотреть на статистику вылетов. Только в понедельник по состоянию на 14.30 в России отменено 448 рейса, 80 задержано, 2 рейса перенесли. Самые большие проблемы у Шереметьево — отменено 277 рейсов, 59 задержано. 115 рейсов отменено в Пулково, 31 в Домодедово , 9 во Внуково. По несколько рейсов отменено и задержано также в аэропортах Калининграда, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Самары, Новосибирска, Тюмени, Мурманска и Воронежа.

«Многие страны закрывались, даже Украина закрывалась, так что пострадали многие, у кого есть международные рейсы», — говорит руководитель аналитической службы «АвиаПорта» Олег Пантелеев. Очевидно, что большего всего страдают те российские авиакомпании, которые больше всех летают. Самые большие проблемы у «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Пока российским авиакомпаниям не требуется финансовая помощь, считает министр транспорта Игорь Левитин. Да и в дальнейшем необходимость финансовой помощи, по его мнению, может появиться только при вывозе пассажиров из-за рубежа.

«Все будет зависеть от того, как долго будет эта ситуация с вулканом продолжаться. Может, весь мир завалит толстым слоем пепла и наступит вулканическая зима! — говорит Олег Пантелеев. — Но

если вулкан быстро успокоится, у отечественных авиакомпаний есть все шансы хорошо отыграть майские каникулы и начало лета, и это позволит им завершить квартал с плюсом».

Что касается вопроса, начинать полеты или нет, то единого мнения на этот счет не существует. Авиавласти — за запрет полетов. Авиакомпании — за разрешение. «Меры, принимаемые в других странах мира в случае извержения вулканов, не требуют ограничений, которые были введены в Европе», — говорится в заявлении Ассоциации европейских авиакомпаний (АЕА) и европейского отделения Международного совета аэропортов. Руководство IATA негативно отозвалось и о выбранном странами Европе подходе: закрыть воздушное пространство на основании теоретических моделей без проверки реальных атмосферных условий и консультаций с авиаперевозчиками.

Собственные испытания уже провели BA, KLM, Lufthansa и Air France. Первоначальные результаты осмотра двигателей самолетов указывают на то, что никакой угрозы концентрация вулканического пепла в воздухе континентальной Европы и Великобритании для них не представляет. Но стопроцентной уверенности все же нет.

«До тех пор, пока нет уверенности, что полеты безопасны, лучше не рисковать. Случись катастрофа, и финансовые последствия для индустрии окажутся еще более существенными: запрет точно возобновят, да еще и страховые премии повысят, либо страховщики исключат эту ситуацию из покрытия», — заключает Пантелеев.