Google ушел от китайской цензуры

Google решился закрыть офис в Китае

Reuters
Google решился закрыть офис в Китае из-за хакерских атак и цензуры поиска. Это может означать потерю самого большого и быстро развивающегося рынка в мире.

«Google покинет Китай 10 апреля», — сказал China Business News источник в китайском подразделении корпорации. Официально Google пока информацию не подтвердил. Ожидается, что поисковик объявит о своем решении в понедельник, 22 марта, сообщает CNN. Тогда же станет известна судьба сотрудников филиала – вероятно, им предложат трудоустроиться в США.

Это означает, что конфликт между Google, который не желает цензурировать поиск в сети, и правительством Китая, которое настаивает на фильтрации результатов поиска, разрешился по самому неприятному сценарию.

В середине января поисковик обещал прекратить работу в Китае, если власти страны не отменят цензуру на поиск в сети. Правительство КНР имеет право следить за активностью граждан в интернете и ограничивать доступ к различным ресурсам по своему усмотрению.

Чтобы работать в Китае, Google пришлось поступиться своими принципами и изменить традиционный алгоритм поиска – установить фильтры, которые блокировали доступ к неблагонадежным, с точки зрения официального Пекина, сайтам.

К таким страничками власти причислили адрес тибетского правительства в изгнании и правозащитных организаций, выступающих в поддержку духовного лидера Тибета — далай-ламы. По соглашению с китайским правительством, Google фильтрует результаты поиска в Китае с 2006 года.

Но спустя четыре года после подписания этого соглашения и выхода на рынок Google решил изменить ситуацию, вступившись за демократические ценности для китайских пользователей. Поводом для ультиматума властям стала массированная хакерская атака, которая, по мнению Google, была направлена на взлом Gmail-аккаунтов местных активистов по борьбе за права человека. Основатель Google Сергей Брин признался, что допустил ошибку, пойдя на поводу у властей КНР.

Китайские власти менять в своей стране, интернете и в законодательстве ради американской корпорации ничего не захотели.

К скандалу оперативно подключились американские власти, и он приобрел ярко выраженную политическую окраску. «Мы проинформированы компанией Google о ее подозрениях, и это вызывает у нас серьезное беспокойство и вопросы. Мы ждем от китайского правительства объяснений», – говорилось в заявлении госсекретаря Хиллари Клинтон, распространенном пресс-службой госдепартамента США. Через неделю риторика ее речи стала еще глобальней.

«Мы увидели всплеск угроз свободному распространению информации», — сказала госсекретарь США в своей программной речи в Вашингтоне.

Китайские чиновники и Google все это время вели переговоры за закрытыми дверями. По данным некоторых источников, встречи в этом формате продолжаются до сих пор, но ни к чему не приводят. На прошлой неделе «Файнэншл таймс» сообщила, что Google разработала пошаговый план выхода из Китая «на 99,9%», а переговоры с правительством зашли в тупик.

Уход Google из Китая будет сопровождаться закрытием странички google.cn. Питер Лю, курировавший финансы компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявил Bloomberg, что если поисковик покинет КНР, то не сможет уже вернуться на китайский рынок интернет-услуг.

«Отступление из Китая и потеря самого большого и наиболее быстро растущего рынка в мире — это серьезное поражение для Google с точки зрения бизнеса», — делает главный вывод китайская Сhina daily.

Действительно, в Китае, по данным правительства, 384 миллиона интернет-пользователей, то есть больше, чем жителей в США. Компания EMarketer Inc. в Нью-Йорке подсчитала, что к 2013 году их число может возрасти до 840 миллионов.

Только «безрассудная храбрость» может оправдать решение бросить почти 400 миллионов китайских пользователей, пишут китайские СМИ. Но и китайскому правительству уход Google тоже сулит неприятности. «Это решение укрепит западное восприятие Китая как нарушителя свободы в интернете, препятствующего свободному потоку информации», и «подольет масла в огонь на фоне ухудшающихся китайско-американских отношений», пишет Сhina daily.

Если Google уйдет с китайского рынка, то это станет серьезной стратегической потерей компании, считает генеральный директор компании «Бегун» Алексей Басов. «И дело здесь даже не в неполученных операционных доходах с колоссального рынка, – говорит он. – Стратегия Google предполагает присутствие в основных сегментах интернет-потребления на основных рынках, то есть удержание широкого рыночного пространства». Место поисковика пустовать не будет, считают эксперты: нишу займут местный лидер рынка Baidu или Yahoo!