Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Axel Springer взял модель Мердока

Медиамегнат предложил новую модель бизнеса для СМИ

,
СМИ должны существовать за счет продажи информации, а не рекламы, уверен Руперт Мердок. Вслед за Мердоком платные онлайн-версии газет уже решил ввести германский концерн Axel Springer. Новая бизнес-модель может иметь перспективы в мире, но точно не в России, считают эксперты.

Модель бизнеса СМИ, существующих только за счет продажи рекламы, умерла, считает медиамагнат Руперт Мердок. «Будущее журналистики будет зависеть от способности службы новостей привлечь покупателей, обеспечивая их новостями и информацией, за которую они захотят платить», — заявил магнат в статье в принадлежащей ему Wall Street Journal Europe. Старую модель погубили дешевые издания, такие как Craigslist, Monster.com. Многие интернет-сайты, указывает Мердок, не вкладывают капитал в журналистику. «Они кормятся за счет с усилий и инвестиций других. И их почти оптовое незаконное присвоение статей называют «законным использованием». Мердок называет это воровством. Именно такое положение дел и привело к ухудшению финансовых результатов у серьезных СМИ. Ранее глава News Corporation даже сделал скандальное заявление, обвинив Google и другие поисковики в использовании материалов изданий без каких-либо финансовых затрат.

Но это не означает краха профессиональной журналистики, думает Мердок. Он предлагает изданиям перестроиться.

Новая модель бизнеса, на которую собирается сделать ставку сам Мердок и агитирует за нее других издателей, предполагает получение дохода не за счет продажи рекламы, а за счет сбыта новостей.

«Критики говорят, что люди не будут платить. Я полагаю, что они будут», — заявил Мердок. Главное, по его словам, продавать хорошие, полезные новости по разумной цене. «Клиенты достаточно умны, чтобы понимать, что не получат что-либо, не заплатив ничего», — добавил магнат.

Критерии к производству новостей, которые можно будет продавать за деньги, при этом изменятся. Они должны стать более интересным для читателей. Мердок говорит, что посетил множество редакций, в которых есть стены призов за журналистские достижения и при этом сокращаются тиражи.

«Это говорит мне, что редакторы производят новости для себя — вместо новостей, которые важны их клиентам»,,

— уверен Мердок. Кроме того, новости должны стать более «мобильными», считает медиамагнат. «Например, они могли бы прочитать часть своего The Wall Street Journal на своем BlackBerri, по дороге в офис, когда прибудут — читать его на компьютере и читать его с помощью удобного e-reader везде, где бы то ни было», — привел пример владелец газет. Те компании, которые не сумеют выстроиться в новую бизнес-модель, потерпят неудачу: они будут вынуждены закрыться. Зато те издания, которые поведут себя так, как советует Мердок, ждет процветание. Для себя глава News Corporation все уже давно решил. Его издания — Times, Sunday Times, Wall Street Journal, телеканалы Sky News, Fox — с первой половины 2010 года вводят плату за интернет-контент.

Агитационная работа Мердока оказалась не напрасной. Во вторник

германский концерн Axel Springer объявил о вводе платных онлайн-версий своих ведущих изданий — газет Bild и Die Welt. Через полгода после этого платными станут другие издания концерна.

«Считаю не оправданным ни с точки зрения демократии, ни рыночной экономики бесплатное содержание изданий в интернете», — согласился с Мердоком исполнительный директор Axel Springer Матиас Депфнер, передает ИТАР-ТАСС. Он, впрочем, пообещал оставить часть информации в свободном доступе. <2>

В перспективе эксперты не исключают состязания между традиционной и новой, «платной» моделью бизнеса — возможно, в разных странах приживутся разные схемы. Однако любому платному изданию все равно придется конкурировать с бесплатными, напоминает заместитель гендиректора компании «Афиша» Дмитрий Степанов. Поэтому завоевать аудиторию, готовую платить, будет непросто. По словам Степанова, оперативность подачи неэксклюзивного контента, рассчитанного на широкий круг читателей, не очень важна. А в интернете и платный, и бесплатный продукт копируется очень быстро и «распространяется мгновенно». Поэтому,

если The Times, The Sunday Times, The Wall Street Journal попробуют стать платными, они очень скоро обнаружат потерю подавляющего числа своей аудитории, отток интереса и, соответственно, денег и вернутся к сегодняшней рекламной модели,%

считает эксперт.

«Абсолютно очевидно, что модель, которую давно продвигает Мердок, работать не будет, — соглашается генеральный директор агентства Mediaselling Лев Глейзер. — Непонятно, зачем читатели будут платить деньги за то, что есть на соседнем сайте бесплатно». Он указывает, что любую нужную информацию можно найти и в кэше поисковых систем. При этом платные издания, считает эксперт, оказываются в заведомо проигрышном положении. «Им не помогут даже интервью с первыми лицами государства или интересными медиафигурами, — сказал Степанов. — Даже такие интервью никто не будет покупать, какими бы они ни было блестящими. Так как основные цитаты из этого интервью, а то и оно целиком обязательно появится в каком-либо другом, бесплатном издании». Продать, по мнению экспертов, можно лишь эксклюзивную информацию, которой пользуются узкий круг людей. «Например, аналитика в ритейле», — приводит пример Степанов. «Единственная подобная бизнес-модель, которая может сейчас заработать, — это попытка заставить большие порталы платить за новости издания, — говорит Глейзер. — Например, «Коммерсантъ» может устроить тендер между двумя порталами за право публиковать на них новые статьи». Сейчас же ситуация противоположная. «Издания не только не требуют платы за контент, но даже сами покупают трафик и платят за то, что к ним приходят посетители», — сказал Глейзер.

Если в мире некоторую популярность «модели Мердока» исключать нельзя, то в России, скорее всего, останется традиционная схема, которую медиамагнат считает «мертвой».

«Российский пользователь скорее предпочтет смотреть рекламу, чем платить за контент»,,

— отмечает первый заместитель руководителя объединенной редакции новостей РИА «Новости» Наталья Лосева. «В России любое издание такого рода заранее бесперспективно», — согласен Степанов. Он приводит в пример такие медиа, как «Газета.Ru», «Лента.Ru», ряд других бесплатных изданий, «которые удовлетворяют массовый спрос на новости, причем без подписной модели». Вообще в России модель подписки на новости не очень развита. Например, ее внедряют «Ведомости», но, по словам экспертов, пока подписка не стала существенной статьей дохода. Кроме того, платные ленты есть у информационных агентств, но их основные потребители — также средства массовой информации.

Новости и материалы
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Американского бизнесмена посадили из-за антироссийских санкций
В Ираке произошли взрывы на военной базе ополчения
В Оренбуржье начинает снижаться уровень воды в реках
Все новости