Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«КД авиа» сажали питерские

Арестованы владелец и исполнительный директор обанкротившейся авиакомпании

ИТАР-ТАСС
МВД задержало руководство Калининградской авиакомпании «КД авиа». Владельца «КД авиа» Сергея Грищенко и ее исполнительного директор Леонида Ицкова обвиняют в финансовых махинациях и преднамеренном банкротстве авиакомпании, прекратившей полеты в сентябре.

В Калининграде взяты под стражу два топ-менеджера «КД авиа» — бывший основной бенефициар авиакомпании 47-летний Сергей Грищенко и ее исполнительный директор 49-летний Леонид Ицков. Экс-руководители «КД авиа» были задержаны еще в минувший понедельник, 30 ноября, оперативниками Главного управления МВД России по северо-западу, прибывшими для этой цели из Петербурга. Как сообщил «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах, к расследованию и задержанию топ-менеджеров «КД авиа» специально не привлекались местные силы, «чтобы исключить коррупционный фактор». «На суде даже прокурор был из Питера», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

Спустя два дня после задержания судья Гурьевского районного суда Елена Бондарева (аэропорт Храброво территориально расположен в Гурьевском районе Калининградской области) вынесла решение об аресте Грищенко и Ицкова. Тем самым удовлетворив ходатайство следствия, которое опасалось, что подозреваемые, оставаясь на свободе, смогут препятствовать расследованию дела о преднамеренном банкротстве авиапредприятия.

Уголовное дело по ст. 196 УК (преднамеренное банкротство) и ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями) в отношении собственника и председателя совета директоров «КД авиа» Сергея Грищенко (на начало 2009 года ему принадлежали 88,2% акций «КД авиа») было возбуждено 9 сентября 2009 года следственным отделом при Западном УВД на транспорте МВД России.

Как сообщил источник в ЗУВДТ, следствие подозревает Грищенко в создании аффилированной компании ЗАО «Джи-Эс Корпорейшн» (в ней Грищенко числится генеральным директором) для строительства аэропортового комплекса под Калининградом стоимостью 6,2 млрд рублей. По договору с «Джи-Эс Корпорейшн» заказчику был выплачен аванс за строительство в размере 1,13 млрд рублей. При этом «КД авиа» уже имела кредиторскую задолженность в размере 1,4 млрд рублей. Всего, по данным следствия, сделок с аффилированными компаниями больше чем на 2 млрд рублей.

Кроме того, следствие располагает договорами займа на сумму 300 млн рублей с минимальной процентной ставкой в размере 0,1%, где кредитором выступает ОАО «КД авиа», а заемщиком — сам Сергей Грищенко. По этим займам на сегодняшний день возвращено всего 30 млн рублей.

Всего же, говорится в пресс-релизе ЗУВДТ, с 2005-го по 2008 год «руководство «КД авиа» осуществило более 2 тыс. приходных и расходных операций на сумму более 25 млрд рублей, не имеющих очевидного экономического смысла для ОАО «КД авиа», что привело к неплатежеспособности и причинению крупного ущерба».

По данным источника в ЗУВДТ, через месяц после возбуждения дела у следствия появились вопросы к исполнительному директору «КД авиа» Леониду Ицкову, выходцу из «Аэрофлота» (в 90-е годы он был в команде Бориса Березовского, занимая должность генерального директора ЗАО «Аэрофлот-тур» — дочерней компании национального перевозчика).

Адвокаты арестованных считают решение районного суда необоснованным. Как сообщили после судебного заседания Сергей Баранов (защитник Грищенко) и Вадим Цирит (защитник Ицкова), после получения на руки постановления суда об аресте оно будет обжаловано. У защиты есть трое суток на обжалование.

Уголовный кодекс предусматривает наказание за преднамеренное банкротство — либо штраф в размере от 500 до 800 МРОТ, либо лишение свободы на срок до 6 лет. По словам адвокатов, обвинения их подзащитным в преднамеренном банкротстве авиакомпании еще не предъявлялось, к тому же сама «КД авиа» формально еще не признана банкротом. Заседание Калининградского областного арбитражного суда по этому делу назначено только на 26 января 2010 года.

Эксперты связывают столь жесткие меры с личным конфликтом главного акционера «КД авиа» Сергея Грищенко с губернатором Калининградской области Георгием Боосом (правительство Калининградской области имеет небольшой пакет акций «КД авиа» в размере 9,1%). Авиакомпанию, по итогам 2008 года занимавшую 8-е место в России по объему перевозок, начало трясти с осени 2008 года, когда «КД авиа-финанс» (дочка «КД авиа») задержала выплату по купону облигационного займа на сумму 79,78 млн рублей.

После технического дефолта калининградский губернатор сразу высказал недовольство, что инфраструктуру воздушных перевозок в Калининграде и собственно авиационный бизнес представляют собой одно юридическое лицо — «КД авиа». Глава региона посчитал, что из-за своей монополизации авиакомпания мешает выходу на рынок новых игроков.

С 1 декабря 2008 года не без помощи Георгия Бооса «КД авиа» перешла под контроль своего крупнейшего кредитора — банка «Санкт-Петербург», долг перед которым на тот момент достиг 3,4 млрд рублей. Когда же областные власти начали участвовать в ревизии документов, то выяснилось, что пакет акций, принадлежащих Калининградской области, в нарушение закона «Об акционерных обществах» исчез. В итоге Боос назначил специального советника по «КД авиа», бывшего председателя Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Бориса Овчинникова. Овчинников первый и озвучил в прессе правду о финансовом положении «КД авиа»: «Я, конечно, ожидал плохого положения, но не ожидал, что оно настолько скверное».

По данным Овчинникова, выручка «КД авиа» за 2008 год составила 6,2 млрд рублей, при этом убытки составили 3,2 млрд рублей. Чистые активы на начало 2008 года составляли 3,6 млрд рублей, а на конец 2008 года — всего 400 млн рублей. «То есть активы компании почти свелись к нулю! — рассказал Овчинников в интервью «Комсомольской правде — Калининград». — Компания фактически уже не имела своего имущества. Аэропортовый комплекс заложен. Все более-менее ценное оборудование или заложено, или перешло в собственность кредиторов». Говоря о самолетах (в операционном лизинге у «КД авиа» находилось 17 Boeing 737-300 — «Газета.Ru»), советник губернатора заявил, что «договоры на лизинг заключались не напрямую, а через промежуточные компании». «Не мне судить об аффилированности этих компаний, но косвенные основания для этого есть», — подчеркнул Борис Овчинников.

В настоящее время «КД авиа» не ведет авиационного бизнеса. Сумма кредиторской задолженности авиапредприятия превышает 11,7 млрд рублей. Помимо уголовного преследования топ-менеджеров «КД авиа» еще одного уголовное дело возбуждено по факту невыплаты заработной платы 2,5 тыс. работников «КД авиа» на сумму 280 млн рублей.