«Суперджет» застыл без двигателя

«Аэрофлот», нуждающийся в обновлении воздушного парка, не получит новых региональных самолетов в срок

Андрей Ковалевский 11.11.2009, 19:45
ИТАР-ТАСС

Компания «Сухой» объявила о задержке поставок SSJ-100, поэтому «Аэрофлот», нуждающийся в обновлении воздушного парка, не получит новых региональных самолетов в срок. «Сухой» во всем винит поставщика двигателей: НПО «Сатурн» до сих пор не сертифицировало двигатели для SSJ.

Первый SSJ-100 не будет поставлен «Аэрофлоту» до конца года, как предполагалось ранее, признал в среду глава АХК «Сухой» Михаил Погосян. «Не поставим», — сказал он, отвечая на вопросы журналистов. От дальнейших комментариев Погосян отказался. Уточнения последовали от компании «Гражданские самолеты Сухого» (входит в холдинг «Сухой», реализует проект SSJ-100). «У нас сейчас нет двигателя ни на опытный самолет, ни на первый серийный самолет», — рассказала «Газете.Ru» официальный представитель компании Ольга Каюкова.

Вину в «Гражданских самолетах Сухого» возлагают на двигателестроительную компанию НПО «Сатурн», непосредственно занимающуюся созданием и сертификацией двигателя SaM-146. «К французской стороне у нас претензий нет (двигатель создается в кооперацией с французской компанией Snecma – «Газета.Ru»)», — говорит Каюкова.

В НПО «Сатурн» признают проблему. В недавнем интервью агентству «АвиаПорт» управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров рассказал, что

порядка девяти месяцев объединение не финансировалось со стороны государства. Деньги не выделялись, потому что до недавнего времени «Сатурн» был частной компанией,

значительный пакет акций принадлежал бывшему гендиректору объединения Юрию Ласточкину. «Я не думаю, что финансовое положение «Сатурна» тогда было таково, чтобы государство отважилось, будучи обладателем лишь блокирующего пакета акций, на столь существенную помощь частной компании», — говорит Федоров.

«Девять месяцев «Сатурн», в частности по SaM-146, в какой-то степени стоял, — добавляет он. — И немного спасло программу выделение 30 с небольшим миллионов евро Snecma и Safran на эту тему».

Сейчас основной акционер продал свои акции, и предприятие находится полностью под контролем государства. Но, как говорят в НПО «Сатурн»,

даже ускорив темы производства, вписаться в график поставок двигателя не удастся. «Дело в том, что цикл изготовления двигателя – от девяти до двенадцати месяцев. Чудес не бывает, и железо не обманешь»,

— объясняет Федоров. Реалистичные сроки сертификации двигателя, по мнению менеджера, — начало 2010 года.

Но в задержке поставок SSJ-100 виновато не только НПО «Сатурн», считают эксперты. «Двигатель — это самое сложное и дорогое покупное изделие, которое существует в самолете. Поэтому задержки с его сертификацией легче всего представить как главный тормоз всей программы. Однако есть определенные вопросы и с другими поставщиками», — говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев.

В любом случае рейтинговых очков имиджу нового самолета ситуация не прибавит. «Задержки с поставками — нередкое дело и у зарубежных производителей самолетов Airbus и Boeing. Если задержка небольшая, заказчики к этому относятся с пониманием, но, если процесс затягивается на год и больше, многие начинают отказываться от самолетов», — говорит источник «Газеты.Ru» в авиационных кругах. Так, например, получилось с самым крупным пассажирским самолетом, двухпалубным Airbus A380, вмещающим до 550 пассажиров, и новинкой от Boeing — Dreamliner.

В «Аэрофлоте», впрочем, ситуацию стараются не драматизировать. Около недели назад гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщал, что пока компания рассчитывает получить первый SSJ-100 до конца года. Сейчас в компании понимают, что «самолет может быть не поставлен в срок». Однако официальных уведомлений с новыми сроками поставок перевозчик пока не получал. Как рассказал «Газете.Ru» источник в компании,

отказываться от самолетов «Аэрофлот» не будет в любом случае: «Самолет такой размерности и эксплуатационных характеристик нам по-прежнему нужен».

SSJ будут задействованы на маршрутах вместо списанных топливонеэффективных Ту-154. По словам Олега Пантелеева, сейчас задержка не столь критична: рынок не растет, финансировать обновление флота сложно. Так что авиакомпания не понесет огромных убытков из-за того, что SSJ не выйдет на рейсы в декабре или январе.

Не вспоминают в «Аэрофлоте» и о своем праве на получение серьезных неустоек за просрочку поставок SSJ. «Заключая контракт на поставку новых Airbus A330, «Аэрофлот» получил льготный режим их ввоза, который пролоббировал лично Погосян. И, естественно, перевозчик пообещал купить самолеты российского производства, — объясняет лояльность «Аэрофлота» источник «Газеты.Ru» в авиационных кругах. —

«Аэрофлоту» грех жаловаться: экономия на беспошлинном ввозе иномарок с лихвой перекрывает даже самые большие неустойки».

С этим соглашаются и эксперты. «Аэрофлот» не станет выдвигать претензии и требовать уплату штрафа. И, тем более, авиакомпания не станет выходить из контракта, — говорит Пантелеев. — У «Аэрофлота» вовсе не такая ситуация, когда неустойка может спасти ее от чего-то страшного. Перевозчик находится в устойчивом состоянии, работает с прибылью. А возможность предъявить претензии — это хороший козырь для других переговоров, получения преференций по другим вопросам».