Производители электронной и бытовой техники по-разному справляются с последствиями кризиса, показали их отчеты за минувший квартал. Лучше всех его завершила южнокорейская компания Samsung Electronics Co. Как сообщается в опубликованном в пятницу отчете, чистая её прибыль за июль--сентябрь 2009 года составила рекордные для компании 3,72 трлн вон ($3,1 млрд) по сравнению с 1,22 трлн вон ($1,02 млрд) за аналогичный период прошлого года. При этом выручка Samsung за отчетный период увеличилась на 29% и составила 24,86 трлн вон ($20,95 млрд) против 19,3 трлн вон ($16,26 млрд) годом ранее.
Даже на тех рынках, где остальные производители терпят убытки, Samsung показывает рост показателей. Так, на 23% увеличилась прибыль подразделения, занимающегося производством мобильных телефонов. Поставки мобильных телефонов подскочили на 16% — до 60,2 млн штук. «Резкий рост Samsung абсолютно ожидаем», — считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. В последнее время компания договорилась со многими европейскими операторами на поставку телефонов под их региональные сервисы. «Samsung максимально гибок, он пытается пролезть в каждую дырку», — говорит аналитик. Если бы не кризис, который очень ощутимо ударил по Азии, результат компании был бы еще лучше.
«Все силы Samsung направлены на то, чтобы откусить как можно больший кусок от Nokia, и он своего добьется»,
— считает Муртазин. Большинство «электронных гигантов» также потихоньку выходят из кризисного провала. Так, японская Panasonic Corp впервые за долгое время отчиталась о прибыли, сообщает агентство Reuters. Операционная прибыль Panasonic за июль--сентябрь составила 49,1 млрд иен ($539 млн) против 118,6 млрд иен годом ранее. В компании связывают этот рост со стабильным спросом на энергосберегающие холодильники, появившимся благодаря госсубсидиям на «экологически безопасную» бытовую технику. Впрочем, первое полугодие 2009/2010 финансового года (март--сентябрь) компания все равно завершила с убытком. Он составил 26,45 млрд иен ($291 млн), тогда как за аналогичный период годом ранее компания получила прибыль в размере 203,3 млрд иен ($2,24 млрд).
Компания Motorola также впервые за долгое время смогла получить прибыль, хотя и мизерную. Общая прибыль компании в третьем квартале 2009 года составила $12 млн. Результаты работы компании противоречивы. Если подразделение «Мобильные решения для предприятий» и «Мобильные решения для дома и операторов сетей» получили прибыль в $306 и $199 млн соответственно, то подразделение «Мобильные устройства» закончило третий квартал с убытком в $183 млн.
Японская Toshiba, благодаря сокращению издержек и высокому спросу на микросхемы памяти, также смогла за период с июля по сентябрь получить небольшую прибыль, в размере 100 млн иен ($1,1 млн), тогда как в прошлом году за отмеченный период Toshiba понесла потери, составившие 26,9 млрд иен. Компании удалось заработать, несмотря на то что выручка снизилась на 13,9%.
«Тошиба выросла за счет дешевых ноутбуков»,
— объясняет Муртазин. А вот Sony Corp продолжает терпеть убытки. Второй квартал нынешнего финансового года стал четвертым подряд убыточным для гиганта электронной индустрии. В июле--сентябре 2009 года операционный убыток Sony составил 32,6 миллиарда иен по сравнению с 11,05 млрд иен прибыли за тот же период в 2008 году. В отчете компании отмечаются падение продаж сотовых телефонов, а также снижение цен на приставку PlayStation 3, которые способствовали ослаблению результатов компании.
<2>Французская Alcatel также переживает не лучшие дни. Чистые убытки компании Alcatel-Lucent увеличились в 4,5 раза и достигли 182 млн евро, тогда как за аналогичный период годом ранее компания получила чистые убытки в размере 40 млн евро. Выручка Alcatel-Lucent за минувший квартал снизилась на 9,3% и составила 3,69 млрд евро против 4,07 млрд евро годом ранее.
Лидером по убыточности стала Nokia. В третьем квартале 2009 года компания понесла убытки в размере $1,4 млрд, что является худшим результатом компании за 10 лет.
За аналогичный период 2008 года Nokia получила 1,1 миллиард евро прибыли. Объём продаж компании в июле--сентябре сократился до 9,8 миллиардов евро, что на 20% меньше, чем годом ранее, когда он составил 12,2 миллиарда евро. Рост азиатских производителей аналитики объясняют «китайским фактором».
Если в развитых странах потребление электроники на фоне кризиса даже несколько снизилось, то в «Китае правительство стимулирует приобретение домашней электроники»,
объясняет аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова.
Локомотивом роста являются компании, производящие чипы памяти и микросхемы. «Практически все производители микросхем в последнее время показывают хороший рост финансовых показателей», — объясняет Менькова. Например, недавний отчет Elpida Memory Inc также существенно превзошел ожидания рынка. Спрос на чипы памяти Toshiba увеличился на 26% за отмеченный период. Причиной взлёта Samsung, по её словам, также явился беспрецедентный рост прибыли компании в этом сегменте.
Прибыль бизнеса чипов выросла в 6 раз, благодаря повышению цен на микросхемы. «Samsung, как крупнейший в мире производитель микросхем, не мог не воспользоваться ростом цен»,
— считает Менькова. Также хорошую прибыль демонстрирует сегмент ЖК-дисплеев. «Цены на мониторы в мире выросли, в том числе потому, что на мировом рынке не хватает ряда комплектующих», — замечает Менькова. Так, прибыль Samsung в сфере производства ЖК-дисплеев удвоилась и составила 1,01 трлн вон. Однако, по прогнозам аналитиков компании, в следующем году показатели скорее всего будут более скромными, так как «постепенно начинают проявляться признаки перепроизводства». Компания планирует не останавливаться и увеличить капрасходы на подразделения по производству микросхем и ЖК-экранов до более чем 8,5 трлн вон в 2010 году.