«Это не окунь!»

Супермаркет «Перекресток» на Осеннем бульваре вновь стал плацдармом для публичной порки торговых сетей

,
ИТАР-ТАСС
Супермаркет «Перекресток» на Осеннем бульваре вновь стал плацдармом для публичной порки торговых сетей. Следом за Владимиром Путиным в него на этот раз наведались глава Росрыболовства Андрей Крайний и главный санитарный врач Геннадий Онищенко с ревизией рыбы. Виноваты оказались не только торговцы.

«Окунь. Это не окунь! В лучшем случае здесь минтай, а в худшем — пангасиус», — негодовал глава Росрыболовства, указывая журналистам на упаковку рыбы.

Обнаружить это удалось только в результате анализа предварительно сделанных закупок. «Когда продают рыбу без кожи, очень трудно определить ее вид, но лабораторный анализ показал, что это не окунь и не треска, а в лучшем случае филе минтая», — объяснил Крайний. Не та рыба, что указана на этикетках, по его словам, и в упаковках с якобы треской и минтаем. Более того, исследование Росрыболовства показало, что в замороженной рыбе до 50% глазури, льда. То есть покупатель покупает воду вместо рыбы. Попытки Крайнего и участвовавшего в посещении главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко в течение почти часа выяснить, по каким документам была поставлена эта рыба, не увенчались успехом. Документы нашлись, когда чиновники уже покинули магазин.

По мнению главы Росрыболовства, россияне вынуждены есть такую рыбу по вине перекупщиков и торговых сетей. Первые норовят закупить товар по дешевке у китайцев, отсюда и качество. А сети не пускают на прилавок продукцию отечественных рыбаков.

В магазине «Перекресток» филе норвежской семги стоит 471 рубль за килограмм, филе форели — 475 рублей за килограмм. «И это в то время, когда на Камчатке у рыбаков лосось стоит 45 рублей за килограмм плюс 15 рублей за доставку — думаю, по 90 рублей он мог бы стоить в центре страны, но его нет и по 190 рублей», — посетовал глава Росрыболовства.

Однако директор по маркетингу X5 Retail Group Михаил Сусов сообщил, что торговая наценка на рыбу в сети «Перекресток» не превышает 15%. «Если будет возможность закупать рыбу по низким ценам, мы готовы это делать, отсрочка платежей составляет от 15 до 30 дней», — заявил он.

Если Путин своим визитом продвигал закон о торговле (благодаря спонтанной ревизии закон приняли в рекордные сроки), то Крайний решил напомнить о «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 года». Стратегия была принята еще в феврале этого года. По ней к 2020 году Россия должна увеличить вылов рыбы в два раза и довести его до 6,5 млн тонн, а производство рыбной продукции увеличить до 5,2 млн тонн. В результате через десять лет доля отечественной рыбопродукции на российском рынке вырастет с 67% до 85%, а каждый гражданин страны ежегодно будет потреблять в среднем 28 кг рыбы.

В рамках этой стратегии предполагается принять и техрегламент на рыбу. Документ уже прошел первое чтение в Госдуме и в конце недели будет обсуждаться на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова. Техрегламент должен закрепить единые и обязательные требования ко всей выпускаемой предприятиями отрасли продукции и самому производству. Он будет дифференцировать виды и сорта рыбы и регулировать, сколько в замороженной рыбе воды.

Участники рынка считают, что корень проблемы в неэффективных схемах дистрибуции.

Об этом было сказано в открытом письме к руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока.

«Одной из основных причин высокой стоимости рыбопродукции на внутреннем рынке является избыточная длина и нетранспарентность дистрибуционных каналов. Маржа посредников, оптовиков и розничного сектора по некоторым видам рыбопродукции превышает 50% конечной стоимости», – говорится в письме.
Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры повышает издержки, связанные с транспортировкой, хранением и доставкой рыбопродукции. «Отрасль испытывает значительный дефицит холодильных мощностей, а локация имеющихся площадей (преимущественно построенных в советское время) не адекватна концентрации основных центров производства и потребления рыбопродукции», — сказано в обращении.

Рыбаки снижают отпускные цены, при этом стоимость рыбопродукции, наоборот, увеличивается. «С началом массовых отгрузок продукции из лососевых видов рыб произошло повышение стоимости услуг рефрижераторных перевозок и портовых работ по перегрузу и хранению,» – добавляет вице-президент ВАРПЭ, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.