Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

ФАС спускает цены на авиатопливо с небес

ФАС по заявлению «Аэрофлота» возбудила дела против региональных аэропортов

ФАС по заявлению «Аэрофлота» возбудила дела против региональных аэропортов. Антимонопольщики считают, что компании нарушают конкуренцию, запрещая перевозчикам хранить в аэропортах собственное топливо. Если ФАС докажет, что права перевозчиков действительно нарушались, то этим компаниям грозят солидные штрафы.

Аэропорты в тандеме действуют против авиакомпаний, тем самым нарушая антимонопольное законодательство. Такое обвинение против шести региональных аэропортов выдвинула Федеральная антимонопольная служба (ФАС), возбудив дела против них. Речь идет об аэропорте Анапа, ОАО «Международный аэропорт Краснодар», ОАО «Авианефть» (аэропорт Храброво, Калининград), ЗАО «Сибирь авиа сервис» (аэропорт Емельяново, Красноярск), ООО «Кредитинвест» (аэропорт Минеральные Воды), ОАО «Хабаровский аэропорт».

Признаки нарушения антимонопольного законодательства ФАС усматривает в том, что аэропорты и структуры, оказывающие услуги по обеспечению самолетов топливом, отказывают перевозчикам в возможности хранения собственного авиатоплива в аэропортах.

Пожаловался на региональщиков крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот — Российские авиалинии». Он обращался в названные компании с предложением самостоятельно обеспечивать поставку авиатоплива по более низкой цене, чем у этих компаний. «Однако возможность завоза топлива для «Аэрофлота» предоставлена не была»,

— отмечает ФАС. Все шесть компаний занимают доминирующее положение на локальных рынках по топливообеспечению и заправке воздушных судов. По мнению ФАС, действия этих компаний ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов.

В каждом аэропорте есть топливно-заправочный комплекс (ТЗК), в составе которого имеется нефтебаза для хранения авиационного топлива, оператор комплекса отвечает за хранение топлива, а также оказывает услуги по заправке керосина «в крыло». «Оператор приобретает по оптовым ценам топливо у производителей, впоследствии перепродавая его авиакомпаниям, что дает ему дополнительный заработок. Однако ряд авиакомпаний предпочитают закупать авиационный керосин самостоятельно, в таком случае они передают топливо на хранение в ТЗК и оплачивают только услуги по хранению и заправке. Очевидно, что при такой схеме оператор не получает дополнительного заработка при перепродаже топлива, и это факт приветствуется не всеми», — рассказывает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Претензии «Аэрофлота» понятны. Он имеет соглашение с рядом нефтяных компаний о формуле цены и хочет защитить себя от несправедливого нерыночного ценообразования, которое возникает при работе с операторами ТЗК. «Формула цены позволяет использовать ценовые индикаторы, которые дает агентство Platts: из цены авиатоплива в Европе вычитается экспортная пошлина и стоимость транспортировки топлива в Европу, затем добавляется стоимость транспортировки по России. Таким образом, зачастую «Аэрофлот» закупает топливо дешевле, чем предлагают операторы ТЗК», — говорит Пантелеев.

Действия ФАС применительно к указанным компаниям также оправданны, считают эксперты.

Топливно-заправочные комплексы при аэропортах часто завышают свою маржу, являясь единственным локальным обладателем права оказания данной услуги авиаперевозчикам,

рассказывает ведущий аналитик ИК «Файненшл бридж» Екатерина Лощакова.

«А в текущий момент российские авиакомпании столкнулись со снижением пассажиропотока в связи с уменьшением реальных доходов населения, а также с резким ограничением доступа к внешнему финансированию таким образом, и проблема адекватных цен на авиатопливо стала для них еще более актуальна», — добавляет она.

Возбуждение дела во многом продиктовано событиями прошлого лета, когда в самый разгар сезона перевозок цены на авиатопливо взлетели до небес, отмечает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Последовавшие затем скандалы и разбирательства на самом высоком уровне привели к тому, что было принято несколько решений, направленных на либерализацию рынка авиатоплива. Среди них и разрешение авиаперевозчикам и сторонним поставщикам авиатоплива создавать собственные ТЗК в аэропортах и хранить свое топливо в уже имеющихся ТЗК аэропортов. «Аэрофлот» попытался воспользоваться своим правом, но ему отказали в этом», — резюмирует Баранов.

В ходе антимонопольного расследования ведомство должно определить техническую возможность предоставления ТЗК названных аэропортов услуг по хранению топлива третьими компаниями.

«Если такая возможность была, то с высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что операторов ТЗК могут признать виновными в нарушении антимонопольного законодательства», — считает Пантелеев.

В этом случае аэропортам грозят солидные штрафы. Скорее всего, они будут стандартными: 5–15% от оборота в той сфере, где виновники злоупотребляли своим монопольным положением, считает аналитик ИК «Rye, Man & Gor Securities» Ленар Хафизов.

Также ФАС может выдать указание аэропортам разрешить «Аэрофлоту» осуществлять собственные поставки авиатоплива по более низким ценам либо принудительно лимитировать цены на заправку, говорит Лощакова.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть