Нелетная полоса

В январе и феврале 2009 года объем пассажирских авиаперевозок упал на 16,7% и 20% соответственно

Brand X Pictures/East News
Объем авиаперевозок в феврале упал на 20%. В марте Росавиация ожидает роста пассажиропотока, но эксперты оснований для такого оптимизма не видят. Более того, количество авиакомпаний будет и дальше сокращаться, создавая лакуны в социально значимых региональных перевозках.

Объемы авиаперевозок продолжают резко сокращаться, сообщил в четверг глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Геннадий Курзенков. В январе они упали на 16,7%, а в феврале еще на 20%. Впрочем, уже в марте ситуация изменится, надеется чиновник. Рост перевозок составит до 10%, цитирует Курзенкова ИТАР-ТАСС, это объясняется традиционным сезонным фактором.

Но эксперты не видят оснований для столь оптимистичных ожиданий. «Прогноз не совсем корректный», — отмечает аналитик ИК «Центринвестгрупп» Андрей Рожков. «Он не обоснован абсолютно», — соглашается Ленар Хасизов из Rye, Man & Gor Securities. Реальные данные игроков рынка говорят лишь о грядущем ухудшении ситуации. Так, глава «Аэрофлота» Валерий Окулов рассказал, что бронирование на апрель показывает сокращение на 18%, на май — на 14% по сравнению с прошлым годом. Авиабилеты на праздничные мартовские выходные пассажиры стали покупать лишь за неделю. В целом, отмечают в «Аэрофлоте», пассажиры перестали планировать свои поездки на длительное время вперед. В связи с этим Окулов отметил, что

ситуация в авиаотрасли «развивается по пессимистичному сценарию», который выражается в обвальном падении спроса на перевозки.

К тому же весна традиционно не является горячим сезоном для далеких перелетов. А внутренние перелеты не покажут высоких результатов, так как граждане будут выбирать более дешевые по стоимости железнодорожные перевозки. «Цены на самолет в 2,5–3 раза выше», — напоминает аналитик «Центринвестгрупп».

Правда, авиаперевозчики пытаются побороться за свою конкурентоспособность. Так, S7 («Сибирь») с 3 марта снизила топливные сборы на 30%, уменьшив таким образом среднюю стоимость билета на 500 рублей. Ранее топливные сборы на полеты по России снизила «Трансаэро», полностью отменив их на западноевропейских маршрутах. «Аэрофлот» вместо обычных распродаж два раза в год объявляет «сейловые акции» постоянно по всем направлениям. «При этом ожидаемого эффекта не получаем», — признает глава авиакомпании. Но руководитель Росавиации предупреждает, что снижение цен могут позволить себе не все.

«Ряд предприятий в неконтролируемой конкурентной борьбе с желанием защитить свои маршрутные сети продают билеты по заниженным ценам, увеличивая при этом свои долги», — пояснил Курзенков.

Помимо снижения спроса со стороны граждан ситуацию на рынке авиаперевозок нагнетают и другие факторы. Так, многие авиакомпании не успели заменить устаревшие самолеты на более современные, экономящие топливо. Также поставщики ГСМ требуют предоплаты, тогда как раньше традиционной практикой была работа в кредит. Доверие к платежеспособности авиакомпаний подорвал скандальный крах альянса AiRUnion, что спровоцировало «крайне жесткое поведение поставщиков авиатоплива и аэропортов по отношению к перевозчикам», говорит Курзенков. В то же время ситуация на финансовых рынках почти полностью лишила авиакомпании доступа к кредитным линиям и возможностям рефинансирования уже имеющихся займов.

«Отрасль находится в очень тяжелом положении, — констатирует Хасизов из RM&G Sec. —

Без поддержки государства многие авиакомпании вряд ли смогут выжить». В ближайшее время «среди авиакомпаний будет происходить дальнейшее вычищение слабейших»,

— соглашается Рожков из «Центринвестгрупп». В первую очередь это будет касаться региональных авиаперевозчиков. За последнее время сертификаты эксплуатантов были аннулированы у «Интеравиа», «Сатурна», «Омскавиа», Сибирской авиатранспортной компании, «Дальавиа», «Красноярских авиалиний», «Домодедовских авиалиний», авиапредприятия «ТЕСИС».

Закрыть эту нишу могут такие крупные компании, как «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», но «скорее всего, они не будут этого делать», считает аналитик. Потому что летать из столицы в Европу и крупные региональные центры коммерчески более выгодно, чем закрывать заведомо убыточные, но социально значимые межрегиональные маршруты. Впрочем, помимо субсидирования перевозок на социально значимых направлениях государство может «как основной акционер просто вынудить «Аэрофлот» выполнять некоммерческие рейсы», полагает Хасизов.

К решению проблемы могут подключиться градообразующие и просто крупные компании, создавая своих небольших авиаперевозчиков. Начало положил «Норильский никель». В феврале он заказал в лизинг три самолета Boeing 737-800. Компания с мая будет выполнять регулярные рейсы между Норильском (куда можно добраться лишь по воздуху), Москвой и Красноярском. Объем инвестиций в авиакомпанию составит $10 млн. Таким образом, «Норникель» закрывает потребность в перевозках, появившуюся после ухода с рынка «Красноярских авиалиний». Свои авиакомпании есть у «Газпрома» («Газпромавиа»), у «Северстали» (Severstal Airlines) и ряда других компаний.