Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Взлет за 5 млрд евро

Франция предоставит банкам 5 млрд евро для кредитования авиакомпаний, покупающих самолеты Airbus

Reuters
Франция финансирует покупателей лайнеров Airbus. Государство выделит банкам 5 млрд евро на кредиты авиакомпаниям. Это окажет серьезную поддержку концерну в кризис, признают эксперты. Для нашей авиаотрасли такие рецепты, по их мнению, не годятся.

Франция предоставит банкам 5 млрд евро для кредитования авиакомпаний, покупающих самолеты европейского концерна Airbus, пишет французское издание Les Echos со ссылкой на источник в правительстве. Поддержка пойдет именно тем банкам, которые снабжают кредитами авиационную отрасль, в частности Calyon, Societe Generale и BNP Paribas. Французское правительство идет на этот шаг, чтобы сохранить заказы на самолеты Airbus со стороны авиакомпаний.

В условиях мирового финансового кризиса и высоких цен на топливо перевозчики не только не размещают новые заказы, но и отказываются от старых.

К концу 2008 года клиенты европейского авиастроительного концерна уже отменили более 120 заказов.

Теперь даже и те клиенты, которые в 2007–2008 годах наращивали объемы покупаемых самолетов, например государства Персидского залива, вынуждены отказываться от активных покупок, заявил недавно глава Airbus Томас Эндерс. В результате Airbus, поставивший в 2008 году рекордное количество самолетов — 483 (на 7% больше уровня 2007 года), отказался от планов наращивания производства в 2009 году (предполагался рост на 10%). Более того, глава Airbus сообщил, что ожидает снижения числа заказов в текущем году на 50–60%.

Помимо борьбы с последствиями финансового кризиса выделение госкредитов будет способствовать и повышению конкурентоспособности Airbus. Основной его соперник американский Boeing также пытается предпринять меры для кредитной поддержки покупателей. Но возможности одного концерна, пусть и одного из крупнейших в отрасли, не сравнимы с возможностями государства, отмечают эксперты. «Самолеты у Airbus и Boeing, по большому, счету равноценны, таким образом, при выборе лайнера авиакомпании ориентируются на ценовые условия, — говорит Андрей Рожков из «ЦентрИнвестГрупп». —

Преимущество будут иметь марки, за покупкой которых будет стоять господдержка».

Для России на данном этапе такая форма господдержки отрасли бессмысленна, считают эксперты. Мировые лидеры авиастроения выпускают ежегодно три-четыре сотни самолетов, в то время как Объединенная авиастроительная корпорация в 2008 году собрала менее двух десятков.

Основным заказчиком пассажирских самолетов российского производства сейчас является «Аэрофлот». А эта компания не испытывает проблем с кредитами, более того, в руководстве находят негосударственные кредиты более выгодными. «К заемщикам предъявляются те же самые требования, и никакого золотого дождя здесь (в условиях господдержки — «Газета.Ru») нет», — говорил ранее заместитель генерального директора по финансам и планированию «Аэрофлота» Михаил Полубояринов. Он отметил, что условия, на которых работает «Аэрофлот» с Газпромбанком, выгоднее тех, которые предполагались в рамках господдержки: ставка ниже 15%.

«Сложность у нас не с получением кредитов, а с выпуском самолетов,

— говорит аналитик «Брокеркредитсервиса» Михаил Сайно. — Первые SuperJet «Аэрофлот» должен был получить еще в ноябре 2008 года». После нескольких задержек с поставкой двигателей есть лишь некоторый шанс, что два судна поступят в авиакомпанию до конца 2009 года.

Поддержка авиастроения в России построена на ином принципе — на введении высоких импортных пошлин на самолеты, аналоги которых которые производятся в России. «Это существенно повышает стоимость ввоза самолетов, — отмечает Рожков. — Когда на конвейер поставят SuperJet, на аналоги Airbus и Boeing введут чуть ли не заградительную пошлину».