Мобильные минуты опять дорожают

В 2009 г. абоненты будут на 20% меньше говорить по телефону

ИТАР-ТАСС
Цены на сотовую связь растут второй квартал подряд. Эксперты ожидают падения активности абонентов из-за кризиса. Чтобы удержать доходы на уровне, операторам, возможно, придется и дальше повышать цены, возвращаясь к тарифам в «условных единицах».

Средняя цена минуты сотовой связи в России для абонента выросла до 5,7 цента. Такие данные приводятся в отчете MForum Analytics за третий квартал 2008 г. Во втором квартале средняя стоимость минуты составляла $0,056. Минимальный уровень этого показателя за всю историю российской сотовой связи — $0,055 — был достигнут в первом квартале 2008 г.

До этого мобильная связь непрерывно дешевела с третьего квартала 2006 г.

Падение тарифов компенсировалось для операторов тем, что их абоненты разговаривали все больше. По данным MForum, тенденция увеличения разговорной активности абонентов сохранялась и в третьем квартале 2008 г. Но в четвертом квартале 2008 г. люди станут говорить по мобильному меньше, сказал «Газете.Ru» аналитик MForum Дмитрий Деев. По прогнозам аналитического агентства iKS, основные показатели активности абонента — средняя доходность (ARPU) и количество используемых минут (MOU) — сократятся в течение первого полугодии 2009 г. примерно на 20%.

«В последние несколько недель видим замедление темпов роста доходов, которое объясняется не только сезонностью, но и замедлением деловой и потребительской активности», — признает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, заметив в то же время, что это падение не носит катастрофического характера. Представители других операторов «большой тройки» пока не соглашаются с мнением экспертов. «Мы не наблюдаем падения разговорной активности», — утверждает пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадчая. Не отмечают снижения подобной активности и в «Мегафоне».

«Абоненты будут разговаривать примерно в том же объеме, как и раньше», — считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, скорее, пользователи мобильных телефонов откажутся от дорогих междугородних и международных звонков. «Впрочем, компании сделают все, чтобы этого не произошло», — отмечает Муртазин. «Абоненты будут равномерно экономить на всем», — утверждает ведущий аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.

Аналитики MForum ожидают изменений в тарифной политике операторов, а именно, возможного возвращения тарифов, номинированных в «условных единицах». По мнению MForum, это связано с тем, что курс рубля падает и удерживать доходы на прежнем уровне операторам становится все сложнее.

Сейчас все тарифы крупнейших российских сотовых операторов выставляются в рублях. Переход на такую систему расчетов с абонентом начался в 2005 г. Тогда первым тарифные планы с ценами в российской национальной валюте предложил абонентам «Мегафон». В течение следующих двух лет его примеру последовали и МТС, и «Билайн». Эксперты тогда отмечали, что

из-за укрепления рубля цены на сотовую связь немного выросли.

Представители компаний, впрочем, не подтверждают эти предположения. «Тарифная политика «Вымпелкома» меняться пока не будет», — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь компании Екатерина Осадчая. Не планируют введения таких мер в «Мегафоне» и МТС.

«Введение такой системы расчетов в России законодательно невозможно — услуги в нашей стране должны предоставляться в рублях», — утверждает Муртазин из MRG. «Не стоит исключать такого развития событий: операторы сумеют найти законодательно безупречное решение этой проблемы», — считает Савватин из iKS. По его мнению, такая мера, в отличие от прямого повышения цен, будет лучше воспринята абонентами.