Пенсионный советник

Интернет стал шире, но хуже

Качество услуг не поспевает за ростом рынка ШПД

Тимур Мухаматулин 13.09.2008, 12:30

Московский рынок широкополосного доступа в интернет близок к насыщению. При этом конкуренция между операторами обострилась. Поэтому осенью–зимой абонентам стоит ждать снижения стоимости услуг.

В 4 квартале 2008 года число домохозяйств, использующих широкополосный доступ (ШПД) в интернет в Москве, вырастет примерно на 20% – с 2,33 млн до 2,7 млн. Об этом «Газете.Ru» рассказал аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. Осень-зима оценивается игроками рынка как «высокий сезон». «Мы наблюдаем в это время года существенный рост подключений», – утверждает генеральный директор «Корбины Телеком» Александр Малис. «Летом активность обычно спадает: москвичи уезжают в отпуск или на дачу», – объясняет причины этого пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская.

Рынок продолжает расти за счет снижения цен: по данным «Комстар-ОТС»,

за второй квартал 2008 года к сетям ШПД подключилось на 80% абонентов больше, чем за аналогичный период 2007 года.

«К настоящему времени проникновение услуг ШПД в Москве превысило среднеевропейское», – говорят в пресс-службе «Комстар-ОТС». По мнению Александра Малиса, резерв роста на рынке составляет 10–20%. «Крупные игроки смогут добиться лучших показателей за счет поглощения локальных провайдеров», – уверен Малис.

По оценкам J`Son & Partners, лидером московского рынка ШПД является «Комстар-ОТС», работающий под брендами «Стрим» и «МГТС.Директ». На него приходится 36% рынка. «Акадо-Столица» занимает второе место с 22,3%. На третьем месте – «Корбина Телеком», чья доля составляет 19,6%. На долю NetbyNet приходится всего 8,3%, а остальные игроки занимают лишь 13,8% рынка.

Компании по-разному понимают свои конкурентные преимущества. «Корбина Телеком» называет среди них скорость сигнала и стабильность работы, «Акадо» упирает на предоставление новой услуги – цифрового телевидения в формате HD, «Стрим» считает, что преимущество компании – в широте предоставляемых услуг.

Крупнейшие игроки рынка используют две разные технологии доступа. «Стрим» по-прежнему эксплуатирует технологию ADSL, при которой сигнал передается по телефонному проводу. За счет разницы частот он никак не пересекается с голосовым сигналом, чем и отличается от передачи сигнала при dial-up соединении. Однако возможности такого соединения по скорости ограничены – к тому же, не во всех квартирах есть современная проводка, выдерживающая такой поток сигналов. «Акадо» и «Корбина Телеком» используют технологию Ethernet, для которой нужен отдельный кабель, ведущий в квартиру. Он позволяет передавать сигнал с большей скоростью.

По словам представителей рынка,

стоимость услуг ШПД в Москве за 4 года сократилась в десятки раз.

Поэтому в ближайшее время стоит ждать дальнейшего снижения цен. Про этом аналитики утверждают, что в нынешнем году число подключений уменьшилось. Игроки рынка сходятся в том, что

насыщение рынка произойдет уже в 2009 году.

По мнению пресс-секретаря «Акадо-Столица» Дмитрия Захарова, уровень проникновения, при котором оно наступит, составит 70–75%. С ним согласна пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская. Она видит границу насыщения в конце 2008-2009 гг., когда число охваченных домохозяйств достигнет 75-80%. «Всегда остаются люди, которые или вообще не планируют подключаться, или пока еще не имеют компьютера», – добавляет Невская.

В этих условиях главным становится качество услуги. Не секрет, что бурный рост подключений привел к тому, что сервис во многих компаниях ухудшился – например, многие абоненты отмечают, что дозвониться в сервисные центры компаний бывает крайне трудно. «Ключевым становится именно уровень удержания клиентов», – говорится в отчете J`Son & Partners. Поэтому компании начали изучать вкусы клиентов. Выбирая подключение, абоненты обращают внимание на разные факторы. По данным, которые озвучивает Невская, в среднем по рынку критерии делятся следующим образом: 25% – широта услуг, 35% – имидж и репутация, 40% – соотношение цена-качество. По мнению Малиса из «Корбины», в Москве все больше клиентов обращают внимание на сервис и работу техслужб. По словам Захарова из «Акадо», пока для массового потребителя приоритетным остаются «низкие цены плюс возможность подключиться по акции». В то же время Захаров отмечает рост такого показателя, как дополнительные услуги:

«Новым драйвером роста на рынке станет предоставление пакетов, включающих интернет и телевидение».

Действительно, по мнению аналитиков, дальнейший рост рынка не будет связан с увеличением числа подключений. «Доходность компаний будет формироваться в большей степени за счет дополнительных услуг, в первую очередь телевидения, а также контента», – считает аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов.