Пенсионный советник

Барби сделала Bratz Золушкой

Mattel доказала права на куклы Bratz

Наталья Ищенко 19.07.2008, 12:49

Производитель кукол Бабри победил в суде конкурента, выпускающего кукол Bratz: присяжные признали, что создатель Bratz придумал эти куклы во время работы на Mattel. Это решение может изменить баланс сил во всей «игрушечной» индустрии.

Десять присяжных федерального суда Калифорнии пришли к выводу, что создатель кукол Bratz Картер Брайант придумал этих кукол и их название в то время, когда у него был заключен трудовой контракт с Mattel Inc., выпускающей кукол Барби. Об этом сообщила пресс-служба Mattel.

Одно из самых громких многомиллионных судебных разбирательств в «кукольном» бизнесе между двумя конкурентами Mattel и MGA Entertainment Inc. началось еще в 2006 году.

Предметом спора стали эскизы четырех кукол с именами Хлоя, Ясмин, Саша и Джейд, права на которые стоят более $1 млрд.

Компания Mattel утверждала, что дизайнер Картер Брайант придумал Bratz во время работы в их компании, а наброски четырех кукол в его блокноте были сделаны на бумаге с корпоративным логотипом Mattel. Кроме того, по трудовому договору Брайанта все созданное им во время действия трудового контракта является собственностью работодателя. Брайант был художником в Mattel с 1995 по 1998 год, после чего несколько месяцев он не работал и ненадолго вернулся в 1999-м перед тем, как в конце 2000 года уйти к конкурентам – в компанию MGA Entertainment, которая и стала выпускать куклы Bratz.

Производитель Барби не скрывает удовлетворения вердиктом присяжных. «Это победа для всех трудолюбивых людей в Mattel, которые вместе создают множество самых любимых детских игрушек. Это и победа тех, кто верит в честную игру», – заявил Роберт Экерт, исполнительный директор Mattel. Рынок также позитивно отреагировал на решение суда:

акции Mattel выросли сразу на 4,4% после оглашения вердикта присяжных.

Впрочем, еще неясно, какие именно компенсации и выгоды получит компания Mattel. Ее конкуренты надеются на то, что суд примет их аргументы и признает, что Mattel может претендовать лишь на «первое поколение» кукол Bratz, выпущенное в 2001 году. «Мы всегда жестко придерживались той точки зрения, что Bratz не копируют наброски Картера Брайанта. Потребовалось существенно изменить кукол, чтобы они отвечали требованиям рынка», – приводит Reuters слова адвоката MGA Томаса Нолана. Впрочем, четыре года назад президент MGA Исаак Лариан заявлял в интервью газете San Fernando Valley Business Journal, что куклу вообще придумал его сын-тинейджер.

Позже, на суде, президент отказался от этих слов.

Сейчас Mattel надеется получить за ущерб от нарушений авторских прав весь доход MGA от продажи Bratz и связанных с ними продуктов. По разным оценкам, в год MGA получала около $500 млн чистой прибыли, контрибуция за 7 лет производства популярных кукол может составить $3,5 млрд. Mattel с 2004 года начала отмечать падение продаж Барби и винит в этом прежде всего именно MGA.

Дело в том, что в образе Bratz остроумно использованы элементы уличной моды. Mattel тоже пыталась осовременить Барби, сделать ее имидж более агрессивным, ярким и модным, выпустив в 2004 году новый вид куклы. Как заявляло тогда руководство компании, они

«попытались снять Бабри с ее пьедестала и поместить ее в мир настоящих девочек».

Mattel заключила договор о сотрудничестве с марками Sephora и Levi's для совместного продвижения куклы. Однако это не сильно помогло, и к первому кварталу 2008 года продажи Барби упали на 12%. А ее конкурентки, четыре куклы Bratz с огромными глазами, пухлыми губами и большими головами, становятся все популярнее. В России эта борьба за сердца маленьких девочек тоже идет очень активно, правда сказать, кто побеждает, трудно из-за большого количества подделок кукол обеих марок.