За победу пей кефир!

В центре Москвы полуфинал Евро 2008 пройдет без алкоголя

Наталья Ищенко, Григорий Туманов 24.06.2008, 19:36

В день полуфинала Евро 2008 в центре Москвы ограничат продажу напитков в стеклянной таре — розничные сети уже потренировались на выпускниках. Эксперты считают, что магазины не теряют от таких акций существенной прибыли, а желающие выпить могут, например, пойти в ресторан.

26 июня в центральной части города свободная продажа алкоголя будет ограничена. По информации московской мэрии, это правило также будет распространяться на продажу любых напитков в стекле. В тоже время в кафе, ресторанах и барах спиртное будет продаваться. Столичные власти введение таких мер более подробно не комментируют, отмечая, что

подобные ограничения традиционны во время массовых мероприятий.

Подобные полномочия Москвы как субъекта РФ являются неоднозначными, считает юрист фирмы Magisters Павел Садовский. В соответствии с Законом о государственном регулировании оборота алкогольной продукции у субъекта Российской Федерации есть полномочие устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкоголя с содержанием этилового спирта более 15%. Однако, как следует из смысла Закона, речь здесь идет об ограничении, носящим постоянный, а не временный характер. Кроме того, ограничение по времени продажи алкоголя должно касаться всей территории субъекта, а не определенной его части, напоминает юрист.

Однако, по мнению Садовского, московское правительство может сослаться на то, что в соответствии с указанным законом не допускается розничная продажа алкогольной продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях.

На этой неделе это будет уже второе подобное ограничение: из-за выпускных 23 июня с 22.00 часов до 8.00 часов 24 июня была запрещена «реализация алкогольной продукции и напитков в стеклотаре». Также была запрещена продажа «энергетиков». Как сообщала первый заместитель руководителя департамента образования столицы Лариса Курнешова «Интерфаксу», первый заммэра (Людмила Швецова) дала «указание нашим правоохранительным органам следить за этим так же тщательно, как и за продажей, проносом и распитием алкоголя». Кстати, в четверг столичные власти нашли другую причину запретить продажу алкоголя — в этот день будут проводиться балы для выпускников, заработавших серебряные и золотые медали.

Как считают в общественных организациях, запрет на продажу алкоголя и энергетиков – позитивная мера. «Все эти энергетики попросту не соответствуют физиологическим потребностям подростков. Необходимо снизить шаговую доступность этих товаров», — требует Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. Также он надеется на ужесточение норм по продаже алкогольных напитков: «Я считаю, что и в дальнейшем любые массовые мероприятия не должны сопровождаться продажей пива, а число дней, когда на его продажу налагаются запреты, должно быть увеличено».

«У нас крайне либеральное законодательство в отношении алкоголя, что радует его производителей, но не радует Минздрав и милицию».

Временный запрет на продажу алкогольной продукции, судя по всему, не очень обременителен и для розничный сетей. «Как показывает практика, данные меры вполне оправданы, — отмечает аналитик «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – На наш взгляд, эти ограничения не приводят к сколько-нибудь серьезным потерям для крупных розничных компаний». Впрочем, в самих сетевых магазинах не смогли оценить, понесли ли они какие-то потери от запрета на продажу алкоголя, ссылаясь на то, что пока не известны статистические данные за вчерашний день — крупные розничные компании, как правило, оперируют месячными данными. Эксперты считают, что не сильно пострадают и мелкие магазины. Дело в том, что, по мнению Клягина, «в связи с существующими требованиями лицензирования основная доля легального оборота крепких спиртных напитков приходится на сетевую розницу». Поэтому крепкие спиртные напитки составляют не очень большую часть оборота маленьких магазинов. Правда, остается рынок нелегальной алкогольной продукции, но он работает, не обращая внимания на любые запреты.

«Что же касается взрослых людей, которые минувшей ночью хотели выпить, то они должны понимать, что существуют такие мероприятия, как выпускной, — считает Дмитрий Янин. — Если хотели выпить, то могли выехать за пределы центрального округа или просто пойти в ресторан. Если у кого-то из них есть дети, то они тем более должны понимать причину подобных ограничений: никто же не хочет, чтобы его чадо ползало на карачках во время выпускного».