article
Слушать новости

Иностранные деньги не пустят в российскую печать

Государство намерено ограничить доступ иностранного капитала в российские СМИ: как радио и телевидение, так и печатные

Государство намерено ограничить доступ иностранного капитала в российские СМИ: как радио и телевидение, так и печатные. Такие поправки в законодательство собирается в пятницу рассмотреть Госдума. Участники российского медиарынка не возражают.

В пятницу Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект «О порядке осуществления иностранных инвестиций в компании и организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности». Как уже писала «Газета.Ru», перечень организаций, которых коснется документ, депутаты при подготовке его ко второму чтению решили пополнить интернет-провайдерами и СМИ. Однако в окончательном варианте законопроект претерпел благоприятные для интернета изменения — провайдеров вычеркнули из списка стратегически важных. А вот СМИ в списке остались, причем

депутаты решили ограничить доступ иностранцев не только на радио и телевидение, но и в печатные издания.

Во вторник председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум сообщил журналистам, что введение ограничений для печатных СМИ будет определяться их тиражом. Таким образом, к оценке СМИ подключается ФАС — если антимонопольная служба признает положение того или иного медиа-ресурса доминирующим, иностранным инвесторам придется согласовывать свое желание купить мажоритарный пакет акций этого СМИ с государством. Для радио и телевидения будут установлены требования, связанные с вещанием. Организации будут подпадать под действие законопроекта, если они осуществляют вещание на территории более половины российских регионов.

Согласно законопроекту, иностранная компания, пожелавшая приобрести более 50% акций предприятия, относящегося к стратегической отрасли, должна будет обратиться за разрешением на сделку в «уполномоченный орган», а окончательное решение через три-шесть месяцев примет комиссия во главе с премьером.

Участники медиарынка не считают предлагаемые нормы жесткими. Во всех странах мира существует ограничение на количество акций, которые могут принадлежать в медиа иностранным инвесторам, говорит президент «СТС Медиа» Александр Роднянский.

«У нас устанавливается очень высокий процент, — отметил он в разговоре с «Газетой.ru». — К примеру, в Казахстане иностранный инвестор без согласования может купить 20% акций СМИ, в Германии решение о появлении иностранных инвесторов в составе акционеров медиакомпании рассматривает Бундестаг. А Руперту Мэрдоку пришлось принять американское гражданство, когда он захотел приобрести News.Corp.». Желание любого государства защитить свои основные бизнес-отрасли совершенно оправдано, убежден Роднянский.

Гендиректор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин также поддерживает решение государства ограничить доступ иностранных инвесторов в Россию. Он приводит в пример страны Восточной Европы, в которых отсутствие подобных ограничений привело к полному отсутствию национальных СМИ. «В Польше, Чехии Венгрии национальных СМИ уже нету — все принадлежат немецким и американским медиа-корпорациям (за исключением одной национальной газеты в Польше), — говорит он. — Но у них нет проблемы конфликта интересов с западными инвесторами, они выступают как маленькие партнеры.

Россия же стремится к автономной позиции и суверенитету в большой политике, поэтому мы допустить такого поглощения рынка не можем».

Лоббирование интересов других стран в России может иметь негативные последствия и в политике, и в экоомике. «Угроза в данном случае заключается в том, что контроль над информацией оказывается у стран, которые находятся в конфликтных отношениях с Россией», — говорит Владимир Сунгоркин. Кроме того, иностранные корпорации очень жестко действуют в своих интересах, отмечает он. «К примеру, норвежская компания A-pressen, которая некогда владела частью акций КП, очень жестко проводила свои интересы в бизнесе. КП, например, в тот период по требованию норвежских акционеров не имел право строить свои типографии в России, поскольку норвежцы развивают свою типографскую сеть у нас в стране». А потому,

по мнению Владимира Сунгоркина, законопроект выглядит даже слишком мягко: он считает, что присутствие иностранного капитала в компаниях не должно превышать 25%.

Впрочем, поглощения медиабизнеса в России иностранцами уже в любом случае не получится. Если еще в 2005 году, к примеру, из шести существовавших на тот момент дециметровых каналов пять контролировались западными инвесторами, то сегодня иностранцев на общедоступных телеканалах практически не осталось.

За последние два-три года крупные российские медиахолдинги, официально или неофициально связанные с государством, выкупили мажоритарные пакеты акций и крупных телеканалов, и крупных издательских домов.

С другой стороны, с цифровизацией телевидения список телеканалов, покрывающих более половины территории страны, изрядно расширится. «В среднесрочной перспективе этот закон, если будет принят, вряд ли как-то повлияет на рынок,- - рассуждает директор по медиаисследованиям TNS Gallup Media Руслан Тагиев. — А вот в долгосрочной перспективе последствия могут быть — любые ограничения ослабляют конкуренцию и возможности передвижения капитала».

Поделиться:
Mail.ru
Gmail
Отправить письмо
Подписывайтесь на наш канал @gazeta.ru в Telegram
Подписаться
Новости и материалы
Все новости