Об одобрении поступивших недавно в Госдуму поправок сообщил глава ФАС Игорь Артемьев. По его мнению, плюсы этого решения перевешивают минусы, ведь значительная часть доходов от рекламы пива на стадионах будет направляться на детский спорт – по его словам, отчисления средств от рекламы могут составить от $20 млн до $40 млн.
15 февраля в Государственную думу был внесен законопроект, снимающий ограничение рекламы пива, особенно на телевидении, при проведении в России международных спортивных соревнований. «Все равно пришлось бы решать, так как нас ждет Олимпиада», — отметил Артемьев в эфире радиостанции «Русская служба новостей». Действительно, генеральным партнером Международного олимпийского комитета является производитель пива Budweiser, а, по данным агентства OMD Media Direction, две пивоваренные компании («Балтика» и Heineken) являются одними из крупнейших рекламодателей России.
Напомним, в мае этого года в Москве будет проходить футбольный финал Лиги чемпионов, и действующие поправки в законе о рекламе могли бы затруднить его проведение. «Существующие крайне жесткие условия рекламы пива без каких-либо исключений для спорта создают непреодолимые проблемы с проведением крупных международных спортивных соревнований на территории РФ, особенно их финальных этапов, а также не соответствуют мировой практике по регулированию рекламы при проведении спортивных соревнований», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму.
На данный момент в России действуют поправки в закон «О рекламе», вступившие в силу 5 сентября 2004 года и запрещающие рекламу пива с 7 до 22 часов.
Таким образом, действующий закон ограничивает рекламу пива в трансляциях спортивных соревнований, а также запрещает ее на самих спортивных сооружениях.
Ограничение рекламы сказалось прежде всего на спонсорской поддержке спортивных проектов. Российская футбольная премьер-лига потеряла генерального спонсора — компанию «Балтика». Российский футбольный союз и сборная России остались без спонсорской поддержки «Золотой бочки» и «Старого мельника».
По официальным данным РФС, потери футбола составили около $20 млн в год.
Таким образом, ограничения на рекламу пива больно ударили и по рекламодателям, и по спортивным проектам. Вероятно, поэтому полностью реклама пива со стадионов так и не исчезла – так, в июле 2007 года ФАС на 11 спортивных сооружениях обнаружила рекламу пива и водки. В частности, рекламу алкоголя антимонопольщики нашли на московском стадионе «Динамо» и в петербургском спорткомплексе «Юбилейный».
Однако новые изменения в законе не разрешат рекламировать пиво непосредственно на стадионах. Как отметил глава ФАС Игорь Артемьев, «рекламу пива разрешать нельзя, а вот дискриминация брендов компаний не вполне понятна».
Таким образом, не стоит ожидать, что действующие сейчас нормы будут совсем отменены.
«Речь идет, скорее, о либерализации законодательства», — говорит Анастасия Прыгунова, управляющая комитетом по СМИ и рекламе «РусБренд». «К тому же название компании не всегда совпадает с названием самого продукта – пива. Поэтому для потребителя название компании может быть неизвестно – например, SUN InBev, Scottish & Newcastle», — добавляет Прыгунова.
Либерализируя рекламное законодательство, Россия ссылается на международную практику. «Существующая международная практика регулирования рекламы пива предусматривает создание условий, стимулирующих пивоваренные компании направлять рекламные бюджеты в виде спонсорской помощи на развитие национального спорта», — говорится в пояснительной записке к поправкам. С этим соглашаются и эксперты. «Поправки, очевидно, соответствуют мировой практике. В настоящее время российское рекламное законодательство значительно более жесткое, чем в Европе. Разумная либерализация во многом будет отвечать интересам как бизнеса, так и государства и общества», — считает Прыгунова.