«На инвестиционную программу в 2008–2010 годах будет направлено 1 трлн 331 млрд рублей и дополнительные внешние инвестиции, причем на безопасность перевозок будет выделено почти четверть трлн рублей», — заявил премьер-министр Виктор Зубков. Вопросам безопасности уделили особое внимание, отметив, что необходимо не только принимать меры по техническому перевооружению транспорта, но и решать вопросы по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов. В соответствии с пожеланиями правительства в инвестиционную программу еще будут вноситься изменения, связанные, в частности, с развитием железнодорожного сообщения к экспортно-ориентированным портам и с организацией скоростного пассажирского движения на направлениях Санкт-Петербург — Москва, а также в Ленинградской области и Нижнем Новгороде.
Входящие в программу проекты основаны на реализации третьего этапа структурной реформы железнодорожной отрасли, в цели которого входит развитие конкурентного рынка перевозок и формирование инвестиционной привлекательности отрасли.
Министр транспорта подчеркнул по окончании заседания, что для осуществления своих проектов железнодорожной монополии придется занять 280 млрд рублей, 70% которых пойдет в обновление инфраструктуры, 30% — в подвижной состав. Часть суммы (около 150 млрд рублей) РЖД получит к 2010 году от продажи непрофильных активов и долей в дочерних компаниях, которых у РЖД сейчас 45. Первичное размещение 15% акций компании «Трансконтейнер», специализирующейся на контейнерных перевозках, планируется провести уже к началу 2008 года. «По плану продажа «Трансконтейнера» остается в этом году, – уточнил Левитин. — Но если мы не успеем сделать это в 2007 году, то тогда продажа пройдет в 2008 году».
Впрочем, в 2008 году госмонополия планирует IPO значительного количества «дочек», задержки в этом процессе связаны лишь с неурегулированностью имущественных и земельных вопросов с активами.
Убытки РЖД от пассажирских перевозок будут полностью компенсироваться государством к 2009 году. Об этом сообщил замглавы Минтранса Александр Мишарин на брифинге накануне заседания правительства. «К 2009 году планируется полная компенсация выпадающих доходов РЖД в регулируемом секторе тарифов (перевозка в плацкартных и общих вагонах)», — сказал Мишарин.
Запланированная на 2008 год государственная компенсация покроет лишь 60% убытков от пассажирских перевозок.
В этой сфере наиболее остро стоит вопрос финансовых потерь от пригородных перевозок, их покрытие не превышает 30%. Часть расходов по убыточным пригородным перевозкам может лечь на регионы в случае, если местные власти устанавливают тарифы на них ниже себестоимости. Соответствующий законопроект будет подготовлен правительством. Регулирование тарифов сейчас находится в компетенции субъектов РФ.
IPO самих «Российских железных дорог» ближайшие годы проводиться не будет. «Это отдельная тема, которая пока не обсуждается, — заявил накануне Мишарин. — Но после 2010 года этот вопрос может быть рассмотрен правительством России». Проведение первичного размещения акций РЖД требует изменений законодательства. «Необходимо детально рассмотреть все плюсы и минусы проведения IPO РЖД», — сказал замминистра.