Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Авиакомпании продадут лишнее

К продаже собственности компанию UTair вынудили претензии ФАС, недовольной приобретением перевозчиком аэропортовых активов

ИТАР-ТАСС
UTair ищет покупателя на свои аэропорты. К продаже собственности компанию вынудили претензии ФАС, недовольной приобретением перевозчиком аэропортовых активов, что не соответствует намерению властей разделить авиаперевозчиков и аэропортовую инфраструктуру. Перед необходимостью продаж вскоре окажутся и другие авиакомпании.

«Учитывая позицию ФАС, мы готовы избавиться от аэропортовых активов», — заявил генеральный директор UTair Андрей Мартиросов в ходе авиафорума «Крылья России». В настоящее время авиакомпания владеет шестью региональными аэропортами в нефтеносных районах Сибири. Выбор покупок не случаен, помимо пассажирских перевозок UTair специализируется на использовании вертолетного парка для нужд нефтегазовой отрасли. В дальнейшем руководство компании планировало создать на базе собранных аэропортовых активов профильный холдинг — это входило в программу долгосрочного развития авиаперевозчика. Теперь от этих планов придется отказаться.

Активное приобретение компанией аэропортовых активов заинтересовало Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В середине сентября «Газета.Ru» освещала предупреждение главы ФАС Игоря Артемьева по поводу планируемой проверки UTair. «Мы не хотим, чтобы компании-перевозчики владели аэропортовой инфраструктурой, — объяснил он. — Это замораживает развитие конкуренции».

Артемьев предупредил, что ослушавшуюся авиакомпанию могут вынудить избавиться от «лишней» собственности по рыночной цене.

По словам Мартиросова, по поводу продажи активов сейчас ведутся консультации, в том числе с властями регионов, где располагаются аэропорты. В будущем же UTair сконцентрируется на развии пассажирских перевозок. Оценка аэропортового бизнеса UTair пока не проводилась, но гендиректор отметил, что «это достаточно дорогие активы». «Мартиросов действует на опережение, — объяснил «Газете.Ru» аналитик «АК Барс Финанс» Олег Судаков. — Если продавать активы сейчас, до проверок и официальных претензий, не будет необходимости предоставлять покупателю дисконт». К тому же, напоминает аналитик, многие авиакомпании, владеющие аэропортами, вскоре встанут перед необходимостью следовать намерению властей разделить авиаперевозчиков и аэропортовую инфраструктуру.

Через некоторое время на рынке появится множество подобных активов, что существенно снизит их стоимость.

Концепцию развития отрасли, разделяющую функции перевозчиков и операторов аэропортов, неоднократно озвучивал министр транспорта Игорь Левитин. В рамках этой концепции сейчас проводится разделение на авиакомпанию и аэропорт дальневосточной «Владивосток-Авиа», а также красноярского «Емельяново» и авиакомпании «КрасЭйр». Как напомнила «Газете.Ru» аналитик ИК «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина, в последнем случае также присутствовало давление со стороны государства. До тех пор пока не решился вопрос с отделением «Емельяново», компания не получала одобрение на создание авиаобъединения AirUnion.

«На сегодняшний день многие региональные аэропорты эффективно функционируют только в интеграции с авиакомпаниями», — подчеркивает Владимир Сергиевский из «Финама». Это гарантирует аэропорту рост инвестиций и улучшение качества обслуживания. С другой стороны, «эти два бизнеса — аэропорты и перевозки — в некоторой степени антагонистичны», — добавляет Олег Судаков.

Авиакомпании выгоднее не пускать конкурентов в аэропорт и брать весь пассажиропоток на себя, а аэропорту для выгоды и расширения необходимо принимать у себя несколько компаний-перевозчиков.

Чтобы не оставлять аэропорты без поддержки, правительством предпринимаются попытки создать управляющую компанию на базе одного из ведущих аэропортов, ей в управление могут передать ряд российских аэропортов. В качестве основы для аэрохолдинга чаще всего называют Шереметьево. В связи с этим аналитики не исключают, что активы UTair купит именно этот аэропорт. В любом случае высока вероятность того, что аэропорты не будут распродаваться по отдельности. «В связи с общей проводимой политикой можно предположить, что все активы будут проданы единым пакетом», — говорит Наталья Сорокина.