Наличие контрафактных гидравлических шлангов выявила Московская межрегиональная транспортная прокуратура (ММТП) в ходе проверок соблюдения авиационной безопасности. Как прояснила операция, проведенная управлением Т ФСБ РФ и УФСБ Башкирии, гидравлические шланги были произведены законно, на лицензированном предприятии, но украдены и перепроданы позднее с фальшивой документацией.
«Проверкой установлено, что гидравлические шланги, не прошедшие контроля качества и процедуру приемки, были похищены группой лиц у компании УАП «Гидравлика» и с использованием поддельных эксплуатационных документов реализованы в адрес авиакомпаний при посредничестве одной из московских фирм, работающей на рынке авиазапчастей», — говорится в сообщении ММТП.
Опасные детали были перепроданы крупнейшим российским авиаперевозчикам — «Аэрофлоту» и «России».
Ситуацию взял под контроль московский межрегиональный транспортный прокурор, но уголовное дело пока не заведено. Как сообщается на сайте ММТП, канал поставок, обнаруженный в Башкортостане, уже ликвидирован.
Генеральная прокуратура забила тревогу около года назад, после того как совместная с Минтрансом проверка обнаружила многократные нарушения правил безопасности авиакомпаниями и обслуживающими их предприятиями. «Установлено, что в комплектации нескольких воздушных судов были использованы контрафактные технические механизмы, чем создаются предпосылки к возникновению авиационных чрезвычайных происшествий», — говорилось в сообщении Генпрокуратуры. Сама же проверка соблюдения авиакомпаниями правил безопасности была начата после крушения в Иркутске самолета Airbus-310 компании «Сибирь», в результате которого погиб 131 человек, а еще 40 получили травмы.
В ходе проверок были выявлены проблемы в ряде региональных аэропортов, а также возбуждено уголовное дело против инженера СБ-120 Шереметьево Гамаюнова. Гамаюнов занимался продажей авиаприборов с просроченными сроками эксплуатации, подделав данные в техпаспортах продукции.
Выявленная схема не самая распространенная, так как поставить на поток хищение крупных партий продукции с предприятия-производителя довольно затруднительно. И все же использование контрафактных деталей остается серьезной проблемой, причем, как напоминает эксперт авиапрома Владимир Карнозов, не только российской проблемой. Есть две группы контрафактных узлов, поясняет эксперт. Первая — это детали, которые были в свое время совершенно легальным образом выпущены в производство, но позже получили повреждения в ходе эксплуатации или же выработали ресурс.
Эти детали снимаются с отслуживших самолетов, получают новые поддельные документы и идут в продажу.
Вторая группа деталей изготовляется незаконно на предприятиях, не имеющих соответствующей лицензии. Изготовляться они могут в любой стране мира, нередко даже по верным чертежам, но из более дешевых материалов, что значительно снижает цену итоговой детали, но неизбежно сказывается на ее качестве. Проверки, подобные той, что проводится сейчас силами Генпрокуратуры, Карнозов называет одним из немногих действительно эффективных способов обнаружить и заменить контрафактные детали на действующих самолетах.