Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Индия не хочет летать с Россией

Из-за проволочек с межправительственным соглашением Индия может отказаться от участия в совместном производстве транспортного самолета

Оксана Новоженина 24.08.2007, 19:12

Россия может потерять часть мирового рынка авиатехники. Из-за проволочек с межправительственным соглашением Индия может отказаться от участия в совместном производстве транспортного самолета. В таком случае индусы разработают машину с Италией, Испанией или Бразилией, а аналогичный российский проект не найдет покупателя на внешнем рынке.

Россия может лишиться партнера по созданию многоцелевого транспортного самолета (МТС). Проект задумывался как совместный российско-индийский, но бюрократические проволочки настолько задерживают начало работ, что Индия склонна искать коллег по проекту на стороне. «Индусы действительно правы, когда говорят, что мы задерживаем межправсоглашения», — признает президент корпорации «Иркут» Олег Демченко. Как сообщает «Интерфакс», Демченко рассказал в ходе авиасалона МАКС-2007, что это не первое предупреждение от Индии. «Если сейчас мы не запустим проект МТС, то они откажутся от сотрудничества с нами по этой программе и будут ее реализовывать с испанцами, итальянцами или бразильцами», — говорит глава «Иркута».

Действительно, договоренность о совместной реализации проекта среднего транспортного самолета была достигнута в 2005 году, но межправительственное соглашение до сих пор не готово. Руководство авиастроительной корпорации склонно винить в этом именно бумажную волокиту со стороны российских ведомств. «В итоге можем потерять данный проект», — сказал Демченко. Правда он не уточнил на уровне каких ведомств происходят задержки. Специалисты предполагают, что загвоздка на уровне финансов:

финансирование российской части проводится Минфином в счет индийского «рупийного» долга России.

«Именно здесь и кроются сложности с расчетами», — отмечал глава «АК им. Ильюшина» Виктор Ливанов еще в середине августа. Общая стоимость программы оценивается специалистами примерно в $600 млн, финансирование планировалось на паритетных началах.

Для транспортных перевозок в России сейчас используются преимущественно крупные транспортные самолеты, например, Ил-96-400Т. Но сохраняется необходимость в машине средней грузоподъемности, менее топливозатратной. «Такого класса самолета у нас нет, — говорит Демченко. — Наработки у фирмы Ильюшина очень большие по этому самолету и бросать проект на полпути неразумно». Вопрос в том, насколько критично участие Индии в качестве партнера.

Роль Индии оценивается неоднозначно, в то же время Россия в любом случае окажется в проигрыше при потере партнера. В таком случае, по мнению аналитика «Rye, Man & Gor Securities» Ильи Фролова, российские компании будут продолжать развивать производство самостоятельно, модернизируя уже имеющиеся самолеты.

Трансформации в таком случае будут незначительными, что увеличит отставание России на авиарынке.

«Создать новый транспортный самолет Россия может и самостоятельно, научных разработок и ресурсов для этого достаточно», — возражает аналитик «Финама» Константин Романов. В то же время возможный отказ Индии плох тем, что мы лишаемся рынка сбыта. Индия наряду с Китаем традиционно является крупным потребителем нашей техники. «Если Индия будет заниматься аналогичными разработками с кем-то еще, — резюмирует аналитик, — то индийский рынок средних транспортных самолётов будет для России потерян».

При этом наши страны собираются осуществлять более серьезные проекты — например, создание истребителя пятого поколения. Договоренности по этому проекту были сделаны одновременно с появлением идеи транспортного самолета, сейчас ведутся переговоры по техническим деталям проекта. По мнению Севастьяна Козицына из «БКС», этот проект более перспективен. Возможно, Индия сознательно решила сконцентрироваться именно на нем.