Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Перекупщиков иномарок во Владивостоке освободили от коммерческого утильсбора

Дальневосточная таможня не начисляет повышенный утильсбор перекупщикам машин
Перекупщиков на Дальнем Востоке освободили от доначисления утильсбора, если продажа машины, ввезенной для личного пользования до 1 августа 2023-го, происходит в первый год после импорта в Россию. В других регионах страны в аналогичных ситуациях сбор доначисляют по высоким ставкам для юрлиц вне зависимости от даты ввоза автомобиля. В причинах такого неравенства разбиралась «Газета.Ru».

Понятие «транспортное средство, ввезенное для личного пользования в Российскую Федерацию физическим лицом» впервые было введено в российское законодательство в августе 2023 года (ПП №1291). Благодаря этому для физических лиц в России действует льготная ставка утильсбора при самостоятельном импорте иномарок в страну.

Для нового (от 1 года до 3 лет) легкового автомобиля льготная ставка «утиля» составляет 3,4 тыс. рублей при условии, что объем его двигателя не перевешает 3 тыс. куб. см. Если превышает — начисляются заградительные пошлины. Аналогичным образом для подержанных (3 года и более) иномарок действует ставка в 5,2 тыс. рублей. В то же время для юридических лиц введен так называемый коммерческий утильсбор — после нескольких серий индексации его ставка для машин с моторами до двух литров составляет 667,4 тыс. рублей.

При этом льготная ставка действует, только если частник не перепродает автомобиль в течение года владения. Если же физлицо нарушает это правило, до Федеральная таможенная служба (ФТС) доначисляет сотни тысяч рублей — итоговая сумма зависит от типа, возраста автомобиля и рабочего объема двигателя. Таможенники руководствуются тем, что быстрая продажа автомобиля связана с коммерцией, а не с личными нуждами. Это правило должно было действовать одинаково по всей России, но, как выяснилось, только не в дальневосточных регионах страны.

В Приморье такая мера распространяется только на машины, ввезенные после 1 августа 2023 года, сообщил «Газете.Ru» вице-президент «Национального автомобильного союза» (НАС) Ян Хайцеэр.

Дальневосточникам можно

Дальневосточное таможенное управления ФТС России даже дало официальное разъяснение, что необходимость доплачивать утильсбор в случае, если автомобиль был ввезен для личного пользования, но перепродан до истечения годичного срока владения, касается только автомобилей, ввезенных после 1 августа 2023 года.

«Если транспортное средство ввезено в Российскую Федерацию физическим лицом до 1 августа 2023 года (включительно), то на него не распространяется понятие, установленное сноской <6> к пункту 3 раздела I Перечня № 1291, и доплата утилизационного сбора в отношении такого транспортного средства в случае его отчуждения в собственность другого лица не требуется», — отмечается в разъяснении ФТС.

В других регионах

При этом в других регионах России таможня взыскивает с граждан, которые ввезли автомобили якобы для личного пользования, а затем перепродавали, недоплаченный утильсбор и накопившиеся пени. Иски относятся в том числе к автомобилям, которые ввозились в Россию до августа 2023 года.

В частности, в Брянской области суд взыскал 4,3 млн рублей утилизационного сбора и 1,6 млн рублей пени с гражданина, который ввез автомобили из Казахстана якобы для личного пользования, но перепродал их.

«Таможенный орган ссылался на то, что административный ответчик в течение 2022 года ввез с территории Казахстана на территорию России 16 иномарок, которые впоследствии реализовал другим лицам, при этом уплатив утилизационный сбор по коэффициенту, предусмотренному для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования», — отмечается в сообщении объединенной пресс-службы судов общей юрисдикции Брянской области.

Воронежская таможня в 2023 году взыскала 1,6 млн рублей утилизационного сбора и 355 тыс. рублей пени за четыре автомобиля, ввезенных гражданином в 2020 году якобы для личного пользования. Таможенники выяснили, что машины не были поставлены на учет этим гражданином и членами его семьи, вместо этого их перепродали.

По словам Яна Хайцеэра из НАС, проблема с доначислением коммерческого утилизационного сбора физлицам, которые ввезли машины до 1 августа 2023 года и перепродали, носит массовый характер и наблюдается во многих регионах России.

«Таможенники берут и начисляют утильсбор, несмотря на то, что до 1 августа 2023 год вообще не было понятия «коммерческий утилизационный сбор». Это серьезное мероприятие, и непонятно, какую правовую форму оно имеет – никто из пострадавших не может этого понять. А пострадавших много, это имеет массовый характер. Как я понимаю, все боятся социального фактора, который может последовать [в ответ] на любое вмешательство в дела автомобилистов. На Дальнем Востоке автомобиль является средством существования для многих жителей. Это их бизнес — продажа, перепродажа, и их мы не трогаем, на сайте таможни все разъяснено.

Как такое может происходить, что в одной части страны одно, а в другой — другое? Мы же не США с разными законами для каждого штата», — отметил Хайцеэр в беседе с «Газетой.Ru».

Показания разошлись

В пресс-службе ФТС России заявили «Газете.Ru», что практика применения постановления правительства №1291 не зависит от региона деятельности таможенного органа, а принятие решений о необходимости доплаты утилизационного сбора носит индивидуальный характер и зависит от условий ввоза транспортного средства на территорию РФ.

«Разъяснения Дальневосточного таможенного управления носят информационный характер, не содержат правовые нормы или общие правила, конкретизирующие нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом», — подчеркнули в пресс-службе ФТС.

Основатель компании «РоговМобиль» Дмитрий Рогов (специализируется на доставке «под ключ» машин из Южной Кореи, Европы и Японии) полагает, что начисление частным лицам, ввозившим машины для перепродажи, утилизационного сбора по коммерческой ставке может быть связано с общим пересмотром условий растаможки автомобиля (включая начисление повышенной пошлины) в случаях, когда таможенники обнаруживают, что машины ввозились для коммерческой деятельности, а не для личного пользования.

«У нас государство с 2008 года дает частнику льготу на ввоз машин в возрасте 3–5 лет, это льготная система растаможки. Она отличается от условий для юридических лиц. Человек может воспользоваться ею раз в год, два — уже на усмотрение инспектора. Инспектор может сказать, что ты ее везешь для коммерческих целей, и применить коммерческие условия растаможки», — объяснил Рогов «Газете.Ru».

По его словам, это касается не только утилизационного сбора, но и самой таможенной пошлины, которая в этом случае начисляется как для юридических лиц. Коммерческая пошлина может быть начислена, даже когда гражданин ввозит 11-местный микроавтобус или легкий грузовик, которые можно использовать в коммерческих целях, а не как личный транспорт.

«У того, кто привез 5–10 машин и тут же продал, налицо коммерческая деятельность. Почему тогда государство должно льготу давать тому, кто ей неправомерно воспользовался?», — задался вопросом Рогов.

Разные таможни по-разному трактуют законодательство, это сложившаяся практика, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

«Наверное, это можно объяснить двумя вещами. Либо эта практика допустима в оформлении любых видов товаров, либо постановление о взимании утильсбора написано таким образом, что его можно толковать двояко. Разная трактовка — это и есть региональная специфика. Чем она вызвана — большой вопрос», — отметил Кадаков в беседе с «Газетой.Ru».

Он заключил, что у таможни есть право требовать недоимки — и она требует все, что считает нужным.

Что думаешь?
Загрузка