На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Россию ждет дефицит зимней солярки

Цены на автомобильное топливо в 2021 году выросли от 4% до 20%
Российский топливный рынок ожидает дефицит дизельного топлива, узнала «Газета.Ru». Мощностей для его производства на НПЗ хронически не хватает, а заменители вытесняются с рынка контролирующими органами, говорят представители отрасли. С начала года в России сильнее всего подорожал высокооктановый бензин и сжиженный газ, свидетельствует статистика.

Оптовые цены на зимнее дизельное топливо почти на 10 тыс. рублей с каждой тонны выше, чем на летнее, рассказал «Газете.Ru» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

«Причина в том, что зимнего дизтоплива у нас хронически не хватало всегда – точно так же его не хватает и сегодня. Но раньше существовали заменители зимнего дизеля, в том числе суррогаты, практиковалось компаундирование летнего топлива с керосином, — говорит Аркуша, — Сейчас с этим ведется борьба на разных уровнях и разными структурами – от налоговой службы до структур государственного надзора и контроля, а заменить эти объемы нечем».

Для производства нужных объемов зимнего дизеля хронически не хватает мощностей на нефтеперерабатывающих заводах, пояснил он, при этом относительно сдерживания розничных цен существует соглашение между государством и нефтяными компаниями.

«Нефтяные компании это соглашение будут выполнять – что они и делают на протяжении этого года, несмотря на то, что оптовые цены в течение года выросли на конец сентября почти на 30%. Они могут переносить центр прибыли в другие виды деятельности, а независимая розница в этом году находилась в чрезвычайно тяжелом положении», — заключил Аркуша.

При этом с января по октябрь 2021 года дизельное топливо в России подорожало меньше всего — на 4,1%, свидетельствует отчет агентства Russian Automotive Market Research (НАПИ), предоставленный «Газете.Ru». На российском рынке моторного топлива в тот же период наиболее сильно подорожал сжиженный углеводородный газ (СУГ, пропан-бутан) – рост цен на него составил 20%. Подорожали и высокооктановые бензины (АИ-98 и выше) – их средняя стоимость на российских АЗС выросла на 7,4%. Популярные сорта АИ-92 и АИ-95 выросли в цене за 10 месяцев на 4,5% и 6,4% соответственно.

«Мы ожидаем, что в 2022 году рост цен на моторное топливо продолжится, однако динамика в течение года может быть неравномерной, — рассказала «Газете.Ru» гендиректор НАПИ Татьяна Арабаджи. — В частности, мы видим, что цены на СУГ в течение года существенно колебались».

По данным Росстата, по итогам октября средневзвешенная цена автомобильного бензина в России составляла 49,2 рубля за литр, дизельного топлива – почти 51 рубль за литр. При этом разброс цен традиционно широк в зависимости от региона: самая дешевая солярка в Дагестане (чуть больше 47 рублей за литр), самая дорогая – на Чукотке (62 рубля за литр). Самые низкие цены на бензин тогда же зафиксированы в Алтайском крае (45,2 рубля за литр), максимальные – на той же Чукотке (61,4 рубля за литр).

К росту цен на бензин в России ведет несовершенство механизма налогообложения нефтяных компаний в этой области, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Размер НДПИ начал расти, потому что с января 2021 года выросла его ставка. Также стала дорожать нефть, а рубль оставался слабым по отношению к доллару – а значит при росте рублевой цены нефти увеличивался еще и коэффициент, определяющий окончательный размер налога»,

— объясняет Фролов «Газете.Ru», — В дальнейшем резкое повышение цен на топливо может состояться, если произойдет резкий скачок цен на нефть и резкое снижение курса рубля».

Это увеличивает и себестоимость, и цены на внешних площадках, что будет влиять и на наши внутренние цены: на пике разница между внешними и внутренними и ценами достигала примерно 15 тыс. рублей на тонну. В такой ситуации вы неминуемо идете к тому, что цены на топливо в России будут расти, добавляет эксперт.

Аналогичная ситуация на рынке наблюдалась в 2018 году, когда в течение месяца моторное топливо подорожало за месяц примерно на 10%. Это было связано с массой причин, но основной из них стал резкий рост рублевых цен на нефть, считает Фролов.

Тогда после нескольких лет с низкими мировыми ценами на нефть они значительно увеличились, и этот скачок сопровождался снижением курса рубля — и в рублевом выражении нефть существенно подорожала.

При этом цены на СУГ, достигшие летом максимальных значений в 34 рубля за литр, уже снизились до 30-31 рубля – скачок был вызван аварией на одном из предприятий, производящих этот вид топлива, кроме того СУГ наиболее зависим от колебаний биржевых котировок, заключает Фролов.

Что думаешь?
Загрузка
 
Российские фрилансеры заполонили кофейни. Могут ли заведения с этим бороться